В зависимости от признаков классификации существует несколько видов стратегий. Такими признаками могут быть рыночная доля, степень активности предприятия в конкурентной борьбе, уровень новизны рынка, стадия жизненного цикла продукта, позиция в конкурентной цепочке лидирования, привлекательность отрасли и т.д. Поэтому стратегии не могут быть однозначно определены, учитывая многообразие признаков.
Однако приоритетными факторами деятельности предприятия являются:
1) рыночные возможности предприятия, основанные, например, на диверсификации;
2) конкурентное поведение по отношению к другим предприятиям;
3) реализация потенциальных возможностей для обеспечения стратегических решений.
Иерархия организационного построения фирмы определяет как иерархию целей, так и иерархию стратегий, т.е. направлений к достижению этих целей. Принцип иерархии предполагает, что стратегия любого уровня кроме первого должна разрабатываться на основе предыдущего верхнего уровня, тем самым обеспечивая поддержку общей стратегической линии достижения успеха. В связи с этим стратегии классифицируют на корпоративную, деловую, функциональные.
Диверсифицированная
компания Корпоративная
Деловая Однопродуктовая компания
Функциональные
Корпоративная стратегия разрабатывается для компании в целом, и ее называют портфельная, т.к. она формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля корпорации.
Деловая – стратегия, которая разрабатывается для каждого вида деятельности корпорации и нацелена на укрепление долгосрочной конкурентной позиции корпорации на рынке.
Функциональные стратегии разрабатываются для каждого функционального направления отдельной сферы деятельности (бизнеса), т.е. отвечает за развитие конкретного функционального направления (маркетинговая, производственная, финансовая и т.д.).
Уровень стратегии | Уровень компетенции принимаемых решений (задачи) | Ответственные лица |
Корпоративная | 1) слияние, создание и управление высокопродуктивным портфелем (уход с рынка, приобретение компаний, укрепление существующих позиций на рынке и т.д.); 2) достижение синергизма среди родственных структурных подразделений; 3) установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных усилий в наиболее привлекательные сферы бизнеса; 4) усилия по достижению глобальных целей. | Совет директоров – управление высшего ранга, ключевые менеджеры |
Деловая | 1) формирование механизма реагирования на внешние изменения; 2) разработка мер по усилению конкурентоспособности и сохранению конкурентных преимуществ; 3) объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. | Генеральные директора подразделений (решения принимаются на уровне корпоративного руководства) |
Функцио-нальные | 1) действия, связанные с направлением имеющихся ресурсов на поддержку деловой стратегии и достижение целей подразделения; 2) действия по решения проблем и развитию конкретного функционального направления. | Руководители среднего звена, т.е. начальники функциональных подразделений |
На принятие стратегии любого уровня влияют внешние и внутренние факторы, которые определяют стратегическое положение предприятия. К основным внешним факторам относятся политические, государственные, правовые, экономические, социальные, экологические и т.д. К внутренним факторам относятся: наличие сильных и слабых сторон предприятия, конкурентные возможности, собственные убеждения руководителей предприятия, философия бизнеса и корпоративная культура.
Процесс разработки стратегии
Внешние факторы | ||||||
Стратегическое положение предприятия | Влияние стратегического положения на функционирование предприятия | Рассмотрение стратегических альтернатив | Разработка конкретной стратегии | |||
Внутренние факторы |