Виды стратегий предприятия. Стратегическая пирамида

В зависимости от признаков классификации существует несколько видов стратегий. Такими признаками могут быть рыночная доля, степень активности предприятия в конкурентной борьбе, уровень новизны рынка, стадия жизненного цикла продукта, позиция в конкурентной цепочке лидирования, привлекательность отрасли и т.д. Поэтому стратегии не могут быть однозначно определены, учитывая многообразие признаков.

Однако приоритетными факторами деятельности предприятия являются:

1) рыночные возможности предприятия, основанные, например, на диверсификации;

2) конкурентное поведение по отношению к другим предприятиям;

3) реализация потенциальных возможностей для обеспечения стратегических решений.

Иерархия организационного построения фирмы определяет как иерархию целей, так и иерархию стратегий, т.е. направлений к достижению этих целей. Принцип иерархии предполагает, что стратегия любого уровня кроме первого должна разрабатываться на основе предыдущего верхнего уровня, тем самым обеспечивая поддержку общей стратегической линии достижения успеха. В связи с этим стратегии классифицируют на корпоративную, деловую, функциональные.

 
 


Диверсифицированная

компания Корпоративная

Деловая Однопродуктовая компания

 
 


Функциональные

Корпоративная стратегия разрабатывается для компании в целом, и ее называют портфельная, т.к. она формирует определенный состав и структуру инвестиционного портфеля корпорации.

Деловая – стратегия, которая разрабатывается для каждого вида деятельности корпорации и нацелена на укрепление долгосрочной конкурентной позиции корпорации на рынке.

Функциональные стратегии разрабатываются для каждого функционального направления отдельной сферы деятельности (бизнеса), т.е. отвечает за развитие конкретного функционального направления (маркетинговая, производственная, финансовая и т.д.).

Уровень стратегии Уровень компетенции принимаемых решений (задачи) Ответственные лица
Корпоративная 1) слияние, создание и управление высокопродуктивным портфелем (уход с рынка, приобретение компаний, укрепление существующих позиций на рынке и т.д.); 2) достижение синергизма среди родственных структурных подразделений; 3) установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных усилий в наиболее привлекательные сферы бизнеса; 4) усилия по достижению глобальных целей. Совет директоров – управление высшего ранга, ключевые менеджеры
Деловая 1) формирование механизма реагирования на внешние изменения; 2) разработка мер по усилению конкурентоспособности и сохранению конкурентных преимуществ; 3) объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. Генеральные директора подразделений (решения принимаются на уровне корпоративного руководства)
Функцио-нальные 1) действия, связанные с направлением имеющихся ресурсов на поддержку деловой стратегии и достижение целей подразделения; 2) действия по решения проблем и развитию конкретного функционального направления. Руководители среднего звена, т.е. начальники функциональных подразделений

На принятие стратегии любого уровня влияют внешние и внутренние факторы, которые определяют стратегическое положение предприятия. К основным внешним факторам относятся политические, государственные, правовые, экономические, социальные, экологические и т.д. К внутренним факторам относятся: наличие сильных и слабых сторон предприятия, конкурентные возможности, собственные убеждения руководителей предприятия, философия бизнеса и корпоративная культура.

Процесс разработки стратегии

Внешние факторы            
           
Стратегическое положение предприятия   Влияние стратегического положения на функционирование предприятия   Рассмотрение стратегических альтернатив   Разработка конкретной стратегии
             
Внутренние факторы            

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: