Стратегический анализ – этап стратегического планирования, на котором системно анализируются факторы внешнего делового окружения и внутренней среды для определения текущего состояния дел на предприятии и выявления условий для дальнейшего успешного развития предприятия на сложившемся рынке. Т.о. в ходе стратегического анализа создается необходимая информационная база, которая позволяет эффективно провести процесс целеполагания и выбора стратегических альтернатив.
Целью стратегического анализа является создание содержательного и более-менее формального описания предприятия, выявление особенностей, тенденций и возможных направлений его развития. Полученные данные стратегического анализа являются основой для определения общей концепции предприятия и способов управления им.
Функции стратегического анализа: описательная, пояснительная, прогнозная.
Результатом стратегического анализа является системная модель предприятия и его окружения.
Основные требования к стратегическому анализу:
1 – целенаправленность, т.е. позволяет определить границы объекта анализа и конкретность выводов;
2 – объективность, которая достигается с помощью использования соответствующих методов анализа, выбора показателей, характеризующих объект исследования;
3 – привлечение исполнителей с соответствующей подготовкой, уровнем знаний, обладающих необходимым опытом, а также выбор базы для сравнения;
4 – своевременность, т.е. время и продолжительность анализа должны способствовать принятию решений в нужный момент;
6 – системность – обеспечивает полноту и реальность выводов.
Информацией для стратегического анализа являются:
- опубликованные материалы предприятия – устав, годовые отчеты, статистические, финансовые и др. отчеты, направляемые в госорганы, экономические обзоры, рекламные материалы;
- внутренняя информация – отчеты руководству, данные статистического и бухучета, данные о предприятии (рейтинг, принадлежность к конкретной отрасли, сведения о владельцах, территориальное расположение, специализация, положение на рынке, дата основания и характер развития, объемы деятельности), различные записки руководству, материалы совещаний и т.д.;
- беседы с руководством и специалистами;
- данные о развитии отрасли, тенденции и прогнозы, опубликованные в периодической печати, отраслевых и других изданиях.