Стратегия (от греч. strategos – искусство генерала) – в военном значении это часть военного искусства, которая определяет общий характер вооруженной борьбы с целью победы.
С точки зрения бизнеса стратегия – целенаправленная деятельность по планированию производства продукции, маркетингу и управлению персоналом.
Существуют разные подходы к определению стратегии предприятия. Например, по мнению Ансоффа стратегия – системный подход, обеспечивающей сложной организации сбалансированность и общее направление роста.
По Чандлеру стратегия – определение долгосрочных целей и задач предприятия, курса действий и распределения ресурсов, направленных на достижение целей.
По мнению специалистов Института стратегического планирования США стратегия – это решения и политики, которые приняты к выполнению и непосредственно влияют на финансовую деятельность предприятия. Такие решения и политики сопровождаются распределением и перераспределением ресурсов и имеют необратимый характер.
|
|
Таким образом, стратегия – генеральное направление, которое в долгосрочной перспективе должно привести предприятие к поставленной цели. Т.е. стратегия – это система, определяющая направление перспективного развития предприятия, имеющая необходимую научную и ресурсную базу, обеспечивающая сложной организации сбалансированность и общее направление роста и выступающая в качестве средства достижения целей.
Стратегия – принятые высшим руководством организации направления развития всех ее элементов и способы деятельности для достижения главных долгосрочных целей с учетом позиций в окружающей среде и реальных возможностей развития.
Стратегия – сложное и потенциально мощное орудие, с помощью которого современное предприятие может противостоять меняющимся условиям и добиваться роста.
Стратегия помогает предприятию ответить на такие основные вопросы:
1 – какие направления деятельности следует развивать?
2 – какая потребность существует в капитальных вложениях и наличных ресурсах?
3 – какова возможная отдача тех направлений, которые выбраны?
Ансофф определил такие особенности стратегии:
1- процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием, а, как правило, заканчивается установлением общих направлений, по которым будет обеспечено укрепление позиций предприятия;
2- сформулированная стратегия должна быть использована для разработки проектов методом поиска. При этом роль стратегии состоит в том, чтобы сосредоточиться на отдельных возможностях, отказаться от других возможностей, которые несовместимы с выбранной стратегией;
|
|
3- необходимость в конкретной стратегии отпадает, как только реальный ход вещей выводит предприятие на ожидаемый уровень развития;
4- в ходе формирования стратегии невозможно предусмотреть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных действий, поэтому необходимо предусматривать возможные альтернативы;
5- формирование стратегии происходит на основании неполной и неточной информации, поэтому при появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение предыдущая стратегия и поэтому необходима обратная связь в процессе стратегического планирования для обеспечения своевременного пересмотра стратегии.
Ансофф определил 4 группы правил, которых следует придерживаться при формировании стратегии:
1- те, которые используются при оценке результатов деятельности предприятия ежедневно:
- качественные: ориентиры развития;
- количественные: конкретные задания.
2- те, по которым складываются отношения предприятия с внешней средой, – это называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса;
3- те, по которым устанавливаются отношения и взаимосвязи внутри предприятия – организационная концепция;
4- те, по которым предприятие ведет свою повседневную деятельность – текущие оперативные задания, приемы, инструменты и т.д.