Любое предприятие существует в окружении внешних факторов, которые называют внешней средой, и в зависимости от степени влияния этих факторов на деятельность предприятия их делят на факторы макросреды (глобальные) и факторы микросреды (непосредственного окружения).
6
11
15 1 2
9 7
5 3
4 12
1 – маркетинг;
2 – производство;
3 – НИОКР;
4 – кадры;
5 – финансы;
6 - потребители;
7 – поставщики;
8 – конкуренты;
9 – контактные аудитории;
10 – экономические факторы;
11 – правовые факторы;
12 – государственно-политические факторы;
13 – социальная среда;
14 – технологическая среда;
15 – экологическая среда.
К факторам макросреды относят те факторы, которые существуют объективно, имеют существенное влияние на деятельность предприятия, однако предприятие обратного влияния на них не имеет. К ним относятся экономические, правовые, государственно-политические, социальные, технологические, экологические факторы.
Экономические: инфляция, уровень занятости, система налогообложения, систем льгот, уровень конкурентных отношений в экономике.
|
|
Правовая среда – те факторы, которые необходимо учитывать предприятию для правовых взаимоотношений во всех сферах деятельности: права и обязанности, действующие в экономике и оформленные в контрактном праве; правила регистрации предприятий, законы, регулирующие использование природных ресурсов; правила, ограничивающие деятельность предприятий отдельных отраслей, правовые акты, регулирующие взаимоотношения предприятий и наемных рабочих, регулирующие особое положение предприятий в отрасли.
Государственно-политические: определяют роль государства в экономике и характер взаимоотношений государства с деловым миром, а именно – степень регулирования взаимоотношений между частным и государственным сектором экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, регулирование и защита деятельности частного сектора экономики.
Социальная среда учитывает влияние таких факторов, как стиль жизни, темпы роста населения, демографические процессы, национальную и половозрастную структуру.
Технологическая среда определяет направления изменений существующих технологий и анализируется с помощью научно-технического прогноза и имеет 3 цели:
1- прогнозируются научно-технические тенденции в той отрасли, с которой относится предприятие (возможность технологического прорыва);
2- определение прогноза для разработки стратегий в сфере НИОКР;
3- возможность сравнения собственных конкурентных преимуществ с аналогичными представителями отрасли с т.з. технического состояния производства и качества выпускаемой продукции.
|
|
Экологическая среда может быть представлена следующими факторами:
- факторы, которые отображают состояние экологии в регионе, где функционирует предприятие;
- факторы, которые являются нормальными, регулирующими влияние технологического процесса предприятий на окружающую среду;
- факторы, которые являются нормативными, определяющими экологическую чистоту продукции предприятия.