Процесс формирования стратегии зависит от уровня стратегии и является составной частью процесса стратегического планирования.
Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее возможностями и шансами в сфере маркетинга. Это непрерывный процесс анализа и прогнозирования деятельности фирмы.
Существуют различные модели стратегического планирования, однако все их можно свести к схеме, предложенной в британской школе менеджеров, состоящей из 5 этапов.
1 2
Целеполагание Оценка текущего состояния
(определение миссии и целей) (стратегический анализ)
3
Выбор альтернатив
4
Разработка стратегического плана
5
Коррекция плана
Каждый этап стратегического планирования рассматривается в поставленных к нему вопросах:
1- к чему мы стремимся?
2- на каком уровне развития мы находимся?
3- как быстрее достичь поставленной цели?
|
|
4- как можно осуществить принятую стратегию?
5- как лучше скорректировать разработанный стратегический план?
Стратегическое планирование имеет 4 важные цели:
1- уменьшить влияние неопределенности изменений во внешней среде на деятельность фирмы;
2- сосредоточить усилия на главных целях фирмы;
3- достичь высоких показателей в деятельности фирмы, прежде всего экономических;
4- облегчить контроль над развитием фирмы.
Формулирование стратегии – сложный процесс, предполагающий следующие действия:
1 – оценка действующей стратегии;
2 – формулирование новой стратегии;
3 – планирование риска;
4 – выбор стратегических альтернатив.
На первом этапе формулирования стратегии определяется, насколько существующая стратегия соответствует сложившимся конкретным условиям внутри и вне предприятия, а именно:
- «хорошая» стратегия должна быть совместима со средой в статике и динамике;
- «хорошая» стратегия должна иметь определенную степень риска;
- «хорошая» стратегия должна иметь реальный горизонт планирования;
- «хорошая» стратегия должна объединить в себе долго- и краткосрочные цели;
- «хорошая» стратегия должна подкрепляться соответствующими действиями на функциональном и линейном уровне.
На втором этапе выбирается одна из типовых (базовых) стратегий:
1- стратегия роста;
2- стратегия стабилизации;
3- стратегия выживания.
Стратегия роста выбирается при наличии постоянного и неуклонного роста объемов продаж, прибыли, капитала.
Стратегия стабилизации принимается в условиях колеблющихся объемов продаж, доходов и направлена на достижение стабилизации в деятельности предприятия.
|
|
Стратегия выживания принимается в условиях глубокого экономического кризиса и направлена на успешный выход из этого кризиса.
Искусство руководителя состоит в том, чтобы почувствовать особенность ситуации и выбрать нужную стратегию, при этом результат зависит от полноты и достоверности собранной информации, от компетентности руководителя, т.е. от возможности проанализировать ситуацию и принять правильное решение.
На третьем этапе планируются риски, т.е. предусматривается система действий, направленных на преодоление возможных «возмущений» внешней среды и уменьшение потерь от них, т.е. производится оценка оправданности риска, котора осуществляется в трех направлениях:
1- являются ли реалистичными условия выбора стратегии?
2- с какими негативными последствиями столкнется предприятие, если стратегия не осуществится?
3- оправдает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии?
Четвертый этап предусматривает определение одного из возможных курсов действий в рамках выбранной стратегии. Такие курсы действий в стратегическом планировании принято называть стратегическими альтернативами.