Основные этапы формирования стратегии предприятия

Процесс формирования стратегии зависит от уровня стратегии и является составной частью процесса стратегического планирования.

Стратегическое планирование – управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее возможностями и шансами в сфере маркетинга. Это непрерывный процесс анализа и прогнозирования деятельности фирмы.

Существуют различные модели стратегического планирования, однако все их можно свести к схеме, предложенной в британской школе менеджеров, состоящей из 5 этапов.

1 2

Целеполагание Оценка текущего состояния

(определение миссии и целей) (стратегический анализ)

               
       
 
 


3

Выбор альтернатив

 
 


4

Разработка стратегического плана

 
 


5

Коррекция плана

Каждый этап стратегического планирования рассматривается в поставленных к нему вопросах:

1- к чему мы стремимся?

2- на каком уровне развития мы находимся?

3- как быстрее достичь поставленной цели?

4- как можно осуществить принятую стратегию?

5- как лучше скорректировать разработанный стратегический план?

Стратегическое планирование имеет 4 важные цели:

1- уменьшить влияние неопределенности изменений во внешней среде на деятельность фирмы;

2- сосредоточить усилия на главных целях фирмы;

3- достичь высоких показателей в деятельности фирмы, прежде всего экономических;

4- облегчить контроль над развитием фирмы.

Формулирование стратегии – сложный процесс, предполагающий следующие действия:

1 – оценка действующей стратегии;

2 – формулирование новой стратегии;

3 – планирование риска;

4 – выбор стратегических альтернатив.

На первом этапе формулирования стратегии определяется, насколько существующая стратегия соответствует сложившимся конкретным условиям внутри и вне предприятия, а именно:

- «хорошая» стратегия должна быть совместима со средой в статике и динамике;

- «хорошая» стратегия должна иметь определенную степень риска;

- «хорошая» стратегия должна иметь реальный горизонт планирования;

- «хорошая» стратегия должна объединить в себе долго- и краткосрочные цели;

- «хорошая» стратегия должна подкрепляться соответствующими действиями на функциональном и линейном уровне.

На втором этапе выбирается одна из типовых (базовых) стратегий:

1- стратегия роста;

2- стратегия стабилизации;

3- стратегия выживания.

Стратегия роста выбирается при наличии постоянного и неуклонного роста объемов продаж, прибыли, капитала.

Стратегия стабилизации принимается в условиях колеблющихся объемов продаж, доходов и направлена на достижение стабилизации в деятельности предприятия.

Стратегия выживания принимается в условиях глубокого экономического кризиса и направлена на успешный выход из этого кризиса.

Искусство руководителя состоит в том, чтобы почувствовать особенность ситуации и выбрать нужную стратегию, при этом результат зависит от полноты и достоверности собранной информации, от компетентности руководителя, т.е. от возможности проанализировать ситуацию и принять правильное решение.

На третьем этапе планируются риски, т.е. предусматривается система действий, направленных на преодоление возможных «возмущений» внешней среды и уменьшение потерь от них, т.е. производится оценка оправданности риска, котора осуществляется в трех направлениях:

1- являются ли реалистичными условия выбора стратегии?

2- с какими негативными последствиями столкнется предприятие, если стратегия не осуществится?

3- оправдает ли возможный положительный результат риск потерь от провала в реализации стратегии?

Четвертый этап предусматривает определение одного из возможных курсов действий в рамках выбранной стратегии. Такие курсы действий в стратегическом планировании принято называть стратегическими альтернативами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: