Здесь нужно сразу отметить, что с поиском необходимых для анализа данных дела обстоят довольно трудно, так как статистических материалов очень мало, а те, которые есть, не всегда объективны. Тем не менее, используя всю доступную информацию, опыт и, может быть, интуицию предпринимателя, нужно четко ответить на вопросы: «кто, почему, сколько и когда будет готов покупать продукцию предприятия в настоящее время и в течение ближайших нескольких лет?»
Материал об анализе рынка должен помочь будущим инвесторам, партнерам, руководителю предприятия найти ответы на следующие вопросы:
Какова емкость рынка для данного предприятия?
Каков потенциал роста данного рынка?
Какая доля рынка приходится на данное предприятие?
На каких сегментах рынка предприятие уже задействовано?
5. Что будет происходить с долей предприятия по мере расширения рынка — сокращение или увеличение?
Каковы товары, пользующиеся спросом на данном сегменте рынка?
Кто является потенциальным клиентом?
8. Что является главным стимулом покупки именно данной продукции: цена, качество, сервис, время доставки и исполнения, престижность фирмы и т. д.?
Каким образом расширить круг потенциальных клиентов?
«Конкуренция»
Цель данного раздела — облегчить выбор тактики конкурентной борьбы и помочь избежать повторения чужих ошибок. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ деятельности конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять соперникам. Знание конкурентов повышает обоснованность стратегии предприятия.
Желательно в этом разделе бизнес – плана получить ответы на следующие вопросы:
1. Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)?
2. Что представляет собой их продукция (услуга)? (основные характеристики, уровень качества, сервис, дизайн, мнение клиентов.)
В каком состоянии их дела: стабильны, на подъеме, спад (причины)?
Каков объем продаж, дохода основных конкурентов?
5. Каков уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов? Ценовая политика?