Контрагенты, лица, с которыми предпринимателю придется взаимодействовать, будут интересоваться уровнем, степенью проработанности всего дела

Одновременно бизнес-план является соб­ственностью предпринимателя, составляет определенную коммерческую тайну. На изучение бизнес – плана всегда должно быть получено согласие предпринимателя. Но главное — все-таки не наличие документа. Важно, чтобы сделка была хорошо продумана, организована, а возможные риски предусмотрены и рассчитаны. Бла­годаря такому плану удается оценить рациональные масштабы дела.

Следует понимать, что в бизнес – плане основное внимание сосредоточено на финансово-экономических аспектах достижения успеха, прибыльного результа­та, а научно-технические и социальные составляющие представлены менее де­тально либо вообще отсутствуют. Бизнес-план определяет договоры, контраген­тов, сделки, которые надо заключить для проведения всей бизнес – операции.

Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:

Ø меняющиеся экономические отношения ставят руководителей перед необходимостью самим просчитывать свои будущие шаги и учиться вести борьбу с конкурентами;

Ø появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;

Ø российские предприниматели должны научиться обосновывать свои заявки, доказывая инвесторам, что они могут просчитать все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

В современной экономической теории выделяются несколько функций бизнес – планирования.

Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития предприятия (организации).

Вторая функция — функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия.

Третья функция — привлечение денежных средств (ссуды, кредиты) со стороны. Однако получить кредит становится все труднее из-за возрастающей невозвратности кредитов, инфляционных процессов. Банки принимают меры для защиты выданных ссуд, и важным фактором при решении вопроса о предоставлении кредита является наличие продуманного бизнес-плана.

Четвертая функция — привлечение к реализации планов развития предприятия, осуществлению проектов потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

Бизнес – план — это документ, который дает описание основных аспектов будущего предприятия, анализирует все риски, с которыми оно может столкнуться, определяет способы решения этих проблем и отвечает в конечном счете на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать деньги в этот проект и принесет ли он доходы, которые окупят все затраты сил и средств?»

Вопрос 4. Структура бизнес – плана: разделы, аспекты и краткое содержание основных разделов бизнес – плана. Стратегия финансирования.

Каждая компания (организация) составляет бизнес – план по – своему.

Конкретные подходы к составлению, а также структура меняются в зависимости от характера бизнеса, целей плана и требований потенциальных инвесторов. Так, например, бизнес – план для создания филиала известной компании в определённом регионе будет отличаться от плана по организации этой же компанией местного сервисного обслуживания.

Основные аспекты бизнес – плана будут меняться в зависимости от того, нацелен ли он на получение кредитов коммерческих банков или будет использоваться руководством для привлечения нового акционерного капитала.

Разработка бизнес – плана позволяет получить ответы на следующие вопросы:

Ø как начать дело;

Ø как эффективно организовать производство;

Ø когда будут получены первые доходы;

Ø как скоро можно расплатиться с кредиторами;

Ø как уменьшить возможный риск?

В теории и практике нет жёстко регламентированной структуры бизнес – плана: она может быть различной в зависимости от выполняющей функции – одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.

И всё же, каковы общие требования, предъявляемые к бизнес-плану?

Нужно помнить, что бизнес-план, с одной стороны, серьезный аналитический документ, а с другой — средство рекламы, поэтому он должен быть написан деловым языком, понятным финансистам, банкирам, партнерам по бизнесу. Информация должна быть четкой, емкой, но в то же время краткой.

Следует учитывать, что банки, инвестиционные компании рассматривают множество предложений, поэтому бизнес – план должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

Составлять бизнес – план может сам руководитель с привлечением сотрудников фирмы. Но лучше пригласить независимых экспертов, что, несомненно, повысит уровень обоснования документа.

Объем бизнес – плана зависит от его цели. Если это план внутрифирменного развития, то объем его не регламентируется. Для получения небольших или средних инвестиций бизнес – план обычно состоит из 20 – 25 листов, а бизнес – план, цель которого – привлечение крупного инвестиционного капитала, может состоять из 50 – 80 страниц, без учета приложений. Хотя самый оптимальный объём не более 30 – 40 страниц.

Структура бизнес – плана достаточно стандартна, вне зависимости от объема необходимых инвестиций, а также от того, кто обращается за ними: начинающая свой бизнес малая фирма или мощная, давно функционирующая корпорация.

Оформлен бизнес – план должен быть так, чтобы складывалось впечатление о Вас как о серьёзной и преуспевающей фирме: то есть бизнес – план должен быть оформлен привлекательно, но не броско.

Оглавление и соответствующее оформление бизнес-плана — необходимое условие для того, чтобы проект, по крайней мере, начали рассматривать потенциальные инвесторы.

Содержание главы должно соответствовать ее названию. Серьезный инвестор может не принять к рассмотрению проект, в котором отсутствует оглавление.

В бизнес – план не должна включаться второстепенная и справочная информация. Её лучше вынести в приложения. Как правило, инвесторы запрашивают дополнительную информацию, и наличие приложений увеличивает гибкость проекта. Объём приложений не ограничивается.

Как правило, прогнозирование развития обычно осуществляется на 2-5 лет, причем для первого года разбивка всех показателей дается наиболее подробно (помесячно, поквартально), для второго — с интервалом в полгода, а для остальных сроков инвестирования прогноз дается по итогам года.

Обычно бизнес-план состоит из следующих разделов:

1. Резюме (введение);

2. Описание предприятия (организации);

3. Описание продукции (работы, услуги);

4. Анализ рынка;

5. Конкуренция;

6. Маркетинговый план;

7. План производства;

8. Финансовый план;

Приложения.

Или бизнес – план может состоять из следующих разделов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: