Эффективная деятельность центров ответственности и всей системы внутрифирменного предпринимательства невозможна без создания и использования системы трансфертных (внутренних) цен. Обязательность ведения оперативного бухгалтерского и статистического учета и отчетности при внедрении внутрифирменного коммерческого расчета позволяет организовать между структурными подразделениями передачу (продажу) их продукции, работ и услуг по трансфертным (внутренним) ценам.
Трансфертная (внутренняя) цена — это цена, по которой одно структурное подразделение (центр ответственности) передает свою продукцию (полуфабрикаты), работы и услуги другому структурному подразделению (центру ответственности) организации.
Использование трансфертного ценообразования требует соблюдения ряда условий, сопоставимых с условиями внедрения внутрифирменного коммерческого расчета:
• оперативной самостоятельности руководства структурных под
разделений при принятии решений, соответствующих профилю под
разделения;
|
|
• заинтересованности структурных подразделений и их руководителей в получении максимального финансового результата организацией в целом, что достигается дифференциацией целей и задач
как по вертикали, так и по горизонтали;
• взаимной ответственности структурных подразделений друг
перед другом в части формирования внутренних цен;
• совместной деятельности структурных подразделений в области анализа состава, структуры и снижения издержек производства и
реализации продукции, работ и услуг.
Трансфертная цена позволяет обеспечить высокую ответственность руководителей и работников структурных подразделений за снижение издержек в случае, если объективно учтены условия деятельности организации и правильно выбран метод ценообразования. В практике стран с развитой рыночной экономикой известны несколько методов трансфертного ценообразования. Применительно к отечественным условиям среди них можно выделить два основных направления: ориентацию на рыночные цены продукции, полуфабрикатов, работ и услуг и ориентацию на себестоимость.
Ориентация на рыночные цены возможна в том случае, если центр ответственности имеет альтернативы в приобретении продукции, полуфабрикатов, работ и услуг либо у другого центра ответственности,
либо вне организации. В этом случае передающий и получающий центры ответственности стимулируются к снижению издержек и повышению ответственности за конечный результат.
Однако в отечественных условиях использование данного метода не всегда возможно из-за наличия указанных и других условий для его применения. К таким условиям относятся:
|
|
• наличие развитого рынка соответствующей продукции, полуфабрикатов, работ и услуг со стабильными, устойчивыми ценами на
них, позволяющими спланировать вариант купли-продажи;
• достаточная степень самостоятельности у принимающего центра ответственности для того, чтобы выбрать один из альтернативных вариантов (особенно приобретения продукции, полуфабрикатов, работ или услуг на стороне);
• достаточная степень самостоятельности у передающего центра
ответственности для того, чтобы иметь возможность реализовать
продукцию, полуфабрикаты, работы и услуги на сторону;
• эффективная структура управления организации, позволяющая
четко определить передающие и получающие центры ответственности.
Несоблюдение любого из условий делает рыночный метод трансфертного ценообразования неприемлемым. Он особенно спорен при наличии существенной разницы в ценах на продукцию, полуфабрикаты, работы и услуги у разных поставщиков при различных условиях поставки и неодинаковом качестве.
При ориентации на себестоимость установление трансфертной цены базируется на фактических или нормативных затратах передающих подразделений. Этот метод более прост и доступен в применении при наличии отработанной системы учета и калькулирования затрат на местах и соответствующей нормативной базы по всем видам затрат производственных ресурсов. Кроме того, у этого метода имеются разновидности.
Движение полуфабрикатов, работ и услуг между центрами ответственности в рамках производственного цикла может осуществляться на основе метода «затраты + прибыль», т.е. с учетом полных затрат передающего центра ответственности и доли прибыли, который он хочет получить. В этом случае имеется опасность «антистимулирования» передающего центра ответственности в снижении затрат при резких колебаниях объема и структуры производства. Поскольку в полные затраты входят не только переменные, но и постоянные затраты, с ростом объемов производства доля постоянных затрат в единице продукции снижается и центр ответственности не стимулируется к экономному использованию материальных и трудовых ресурсов.
В ряде случаев, когда необходимо устранить названный недостаток при расчете трансфертных цен с ориентацией на полную себестоимость, может использоваться метод «директ-костинг», основанный на раздельном учете переменных и постоянных затрат. Недостатком этого метода является большая его трудоемкость по сравнению с ориентацией на полную себестоимость. Постоянные затраты необходимо учитывать по отдельным структурным подразделениям и организации в целом путем составления смет. Вместе с тем передающие центры издержек при использовании данного метода получают действенный стимул в экономии переменных затрат.