Оценка эффективности внутрифирменного предпринимательства

Эффективная деятельность центров ответственности и всей сис­темы внутрифирменного предпринимательства невозможна без со­здания и использования системы трансфертных (внутренних) цен. Обязательность ведения оперативного бухгалтерского и статистичес­кого учета и отчетности при внедрении внутрифирменного коммер­ческого расчета позволяет организовать между структурными под­разделениями передачу (продажу) их продукции, работ и услуг по трансфертным (внутренним) ценам.

Трансфертная (внутренняя) цена — это цена, по которой одно структурное подразделение (центр ответственности) передает свою продукцию (полуфабрикаты), работы и услуги другому структурно­му подразделению (центру ответственности) организации.

Использование трансфертного ценообразования требует соблю­дения ряда условий, сопоставимых с условиями внедрения внутри­фирменного коммерческого расчета:

• оперативной самостоятельности руководства структурных под­
разделений при принятии решений, соответствующих профилю под­
разделения;

• заинтересованности структурных подразделений и их руководителей в получении максимального финансового результата организацией в целом, что достигается дифференциацией целей и задач
как по вертикали, так и по горизонтали;

• взаимной ответственности структурных подразделений друг
перед другом в части формирования внутренних цен;

• совместной деятельности структурных подразделений в области анализа состава, структуры и снижения издержек производства и
реализации продукции, работ и услуг.

Трансфертная цена позволяет обеспечить высокую ответствен­ность руководителей и работников структурных подразделений за снижение издержек в случае, если объективно учтены условия дея­тельности организации и правильно выбран метод ценообразова­ния. В практике стран с развитой рыночной экономикой известны несколько методов трансфертного ценообразования. Применитель­но к отечественным условиям среди них можно выделить два основ­ных направления: ориентацию на рыночные цены продукции, полу­фабрикатов, работ и услуг и ориентацию на себестоимость.

Ориентация на рыночные цены возможна в том случае, если центр ответственности имеет альтернативы в приобретении продукции, полуфабрикатов, работ и услуг либо у другого центра ответственности,

либо вне организации. В этом случае передающий и получающий центры ответственности стимулируются к снижению издержек и повышению ответственности за конечный результат.

Однако в отечественных условиях использование данного метода не всегда возможно из-за наличия указанных и других условий для его применения. К таким условиям относятся:

• наличие развитого рынка соответствующей продукции, полуфабрикатов, работ и услуг со стабильными, устойчивыми ценами на
них, позволяющими спланировать вариант купли-продажи;

• достаточная степень самостоятельности у принимающего центра ответственности для того, чтобы выбрать один из альтернативных вариантов (особенно приобретения продукции, полуфабрикатов, работ или услуг на стороне);

• достаточная степень самостоятельности у передающего центра
ответственности для того, чтобы иметь возможность реализовать
продукцию, полуфабрикаты, работы и услуги на сторону;

• эффективная структура управления организации, позволяющая
четко определить передающие и получающие центры ответственности.

Несоблюдение любого из условий делает рыночный метод трансфертного ценообразования неприемлемым. Он особенно спорен при наличии существенной разницы в ценах на продукцию, полуфабри­каты, работы и услуги у разных поставщиков при различных услови­ях поставки и неодинаковом качестве.

При ориентации на себестоимость установление трансфертной цены базируется на фактических или нормативных затратах переда­ющих подразделений. Этот метод более прост и доступен в приме­нении при наличии отработанной системы учета и калькулирования затрат на местах и соответствующей нормативной базы по всем ви­дам затрат производственных ресурсов. Кроме того, у этого метода имеются разновидности.

Движение полуфабрикатов, работ и услуг между центрами ответ­ственности в рамках производственного цикла может осуществляться на основе метода «затраты + прибыль», т.е. с учетом полных затрат передающего центра ответственности и доли прибыли, который он хочет получить. В этом случае имеется опасность «антистимулирова­ния» передающего центра ответственности в снижении затрат при резких колебаниях объема и структуры производства. Поскольку в полные затраты входят не только переменные, но и постоянные зат­раты, с ростом объемов производства доля постоянных затрат в еди­нице продукции снижается и центр ответственности не стимулирует­ся к экономному использованию материальных и трудовых ресурсов.

В ряде случаев, когда необходимо устранить названный недоста­ток при расчете трансфертных цен с ориентацией на полную себес­тоимость, может использоваться метод «директ-костинг», основан­ный на раздельном учете переменных и постоянных затрат. Недостатком этого метода является большая его трудоемкость по сравнению с ориентацией на полную себестоимость. Постоянные затраты необходимо учитывать по отдельным структурным подраз­делениям и организации в целом путем составления смет. Вместе с тем передающие центры издержек при использовании данного ме­тода получают действенный стимул в экономии переменных затрат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: