Коммерческий расчет – это метод хозяйствования, который позволяет соизмерить затраты на хозяйственную деятельность с ее результатами.
Для осуществления коммерческого расчета необходимо соблюдение следующих условий:
• самостоятельности субъекта хозяйствования в принятии стратегических, тактических и оперативных решений:
• заинтересованности хозяйствующего субъекта и его структурных подразделений в получении максимального результата при фиксированных затратах или минимальных затратах при фиксированном результате;
• ответственности хозяйствующего субъекта перед собственником за результаты хозяйственной деятельности;
• взаимной ответственности структурных подразделений друг перед другом и организацией в целом за получаемые результатами
Соблюдение этих условий возможно при четкой дифференциации целей сверху донизу в соответствии с принятой структурой управления.
Цель коммерческого расчета тождественна цели предпринимательской деятельности: обеспечение прибыльности организации в любой сфере экономической деятельности. Вместе с тем реальные цели предпринимательства имеют более широкий спектр и зависят от избранной стратегии. Не изменяя общей направленности — получения прибыли, ими могут быть:
|
|
• расширение рынка сбыта за счет диверсификации;
• расширение рынка сбыта за счет низких пен;
повышение престижа товарного знака за счет улучшения качества товара;
• выход на международные рынки сбыта;
• повышение нормы прибыли на вложенный капитал и др.
Иными словами, коммерческий расчет обеспечивает конкурентоспособность организации на рынке, создавая условия для эффективной, прибыльной ее деятельности.
Цели и задачи структурных подразделений соответствуют предмету их деятельности. В зависимости от вида подразделения такими целями являются:
• удовлетворение потребности в товарах, работах и услугах, осуществляемых подразделением;
• минимизация издержек на осуществление специфической деятельности подразделением;
• достижение подразделением максимальной прибыльности;
• реализация интересов работников подразделения.
Детализация целей и задач структурных подразделений организации проводится в зависимости от ее организационной структуры и функций, выполняемых каждым подразделением. Внутрифирменное предпринимательство, осуществляемое в форме внутреннего коммерческого расчета, способствует созданию конкурентной среды внутри организации.
Особенности внутреннего коммерческого расчета определяются спецификой организации как субъекта хозяйствования в той или иной сфере экономической деятельности. К характерным чертам внутреннего коммерческого расчета относятся следующие.
|
|
1. Подразделения и службы, выделенные в результате построения
организационной структуры управления, не являются юридическими
лицами. Их пели и задачи определяются местом, занимаемым в структуре управления, и отражаются в положении о структурном подразделении.
2. Имущество структурного подразделения (основные фонды,
нематериальные активы, оборотные средства) находится в его пользовании под постоянным контролем сохранности и использования стороны организации.
3. Ответственность за работу структурного Подразделения несет
его руководитель, назначаемый на эту должность руководителем
организации.
4. В структурном подразделении должен вестись оперативный
бухгалтерский и статистический учет и отчетность под контролем
бухгалтерии организации.
5. Производственно-хозяйственная и иная деятельность структурного подразделения в соответствии с его функциональной направленностью осуществляется по заказам со стороны организации и обеспечивается материальными ресурсами службой материальной
технического снабжения организации.
6. Взаимодействие структурных подразделений между собой в области совместного производства продукции, работ и услуг осуществляется по внутренним расчетным (трансфертным) ценам.
7. Структурные подразделения несут имущественную ответственность по внутренним обязательствам перед другими структурными
подразделениями и перед организацией в целом за неисполнение
соответствующих обязательств.
Соизмерение затрат и результатов деятельности структурных подразделений, являющееся основой коммерческого расчета, вызывает необходимость тщательного учета затрат в зависимости от места их формирования внутри организации.