Лекция № 4 Зрелая семья. Семейное воспитание ребенка и его значение

1. Общая характеристика зрелой семьи.

2. Психологические проблемы зрелого брака

А) Изменение отношений с детьми

Б) Перераспределение обязанностей.

В) Переопределение границ семьи.

Г) Перераспределение времени.

Д) Переструктурирование физического пространства.

Е) Эрзац-отношения.

3. Изменение отношений между супругами.

А) Ситуационно обусловленная ревность

Б) Патологическая ревность

В) «Типы» внебрачного поведения Каппони и Новака.

Г) Мужские и женские типы партнеров склонных к измене С. Кратохвила.

Д) Классификация измен по С. Кратохвилу.

4. Изменение отношений с прародителями.

1.

Для семьи гораздо труднее, чем для отдельного индивида, определить границы «зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в качестве критерия зрело­сти часто выбирают длительность существования семьи — как правило, не менее 7—10 лет.

Некоторые выделяет «супружество среднего возрас­та». В него включается период с 6-го по 14-й год либо с 10-го по 25-й год супружеской жизни. Возраст супругов — от 30 до 45—50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, за­нимают стабильное общественное положение и в основном из­бавлены от необходимости серьезных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи. От­ношения и быт устоялись.

Зрелая стадия семейной жизни так же, как и зрелый воз­раст индивида, одна из самых продолжительных в жиз­ненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают поки­дать семью. Это период жизни семьи, когда правила и струк­тура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы измениться, не происходит.

Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей. Поэтому некоторые исследователи делят эту стадию жиз­ненного цикла на две подстадии: «семья с ребенком-школь­ником» и «семья подростка», выделяя для каждой из них свои собственные задачи развития. Для семьи школьника они следующие:

· перераспределение обязанностей;

· проявление участия при наличии проблем с учебой;

· распределение обязанностей по помощи ребенку при под­готовке домашних заданий.

Для семьи подростка:

1. перераспределение автономии и контроля между роди­телями и подростками;

2. изменение типа родительского поведения и ролей;

3. подготовка к уходу подростка из дома.

Однако следует отметить, что, кроме задач развития, свя­занных с детьми, перед семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с прародителями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: