1. Общая характеристика зрелой семьи.
2. Психологические проблемы зрелого брака
А) Изменение отношений с детьми
Б) Перераспределение обязанностей.
В) Переопределение границ семьи.
Г) Перераспределение времени.
Д) Переструктурирование физического пространства.
Е) Эрзац-отношения.
3. Изменение отношений между супругами.
А) Ситуационно обусловленная ревность
Б) Патологическая ревность
В) «Типы» внебрачного поведения Каппони и Новака.
Г) Мужские и женские типы партнеров склонных к измене С. Кратохвила.
Д) Классификация измен по С. Кратохвилу.
4. Изменение отношений с прародителями.
1.
Для семьи гораздо труднее, чем для отдельного индивида, определить границы «зрелости». Зрелость семьи определяют по разным критериям. Социологи в качестве критерия зрелости часто выбирают длительность существования семьи — как правило, не менее 7—10 лет.
Некоторые выделяет «супружество среднего возраста». В него включается период с 6-го по 14-й год либо с 10-го по 25-й год супружеской жизни. Возраст супругов — от 30 до 45—50 лет. В этом возрасте люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и в основном избавлены от необходимости серьезных материальных трат, направленных на обеспечение жизнедеятельности семьи. Отношения и быт устоялись.
|
|
Зрелая стадия семейной жизни так же, как и зрелый возраст индивида, одна из самых продолжительных в жизненном цикле. Она длится с момента, когда первый ребенок становится относительно самостоятельным и поступает в школу, до момента, когда выросшие дети начинают покидать семью. Это период жизни семьи, когда правила и структура уже сформированы и ничего существенно нового, из-за чего они должны были бы измениться, не происходит.
Наиболее важные задачи, с которыми семье предстоит справиться в этот период, связаны с воспитанием детей. Поэтому некоторые исследователи делят эту стадию жизненного цикла на две подстадии: «семья с ребенком-школьником» и «семья подростка», выделяя для каждой из них свои собственные задачи развития. Для семьи школьника они следующие:
· перераспределение обязанностей;
· проявление участия при наличии проблем с учебой;
· распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий.
Для семьи подростка:
1. перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;
2. изменение типа родительского поведения и ролей;
3. подготовка к уходу подростка из дома.
Однако следует отметить, что, кроме задач развития, связанных с детьми, перед семьей в этот период стоят и другие, не менее важные задачи. Они связаны с перестройкой отношений между супругами и с изменением взаимодействия с прародителями.