Изменение ролей и отношений вне семьи

Семье приходится налаживать новые способы взаимодей­ствия с социальными институтами и лицами, которые рань­ше могли не попадать в сферу ее внимания. К ним относятся:

· сфера медицинского обслуживания — врачи, медсест­ры, персонал больниц и поликлиник;

· люди, а также учреждения, способствующие полноцен­ному развитию ребенка, — няни, гувернантки, детские сады, детские секции, кружки и т. п.;

· родителям приходится иметь дело со всей сферой обслу­живания, работающей на удовлетворение потребностей ребенка (индустрия детского питания, одежды, игрушек и т. п.).

Существуют также внешние изменения, которые касают­ся главным образом матери, так как ей приходится хотя бы на время оставить работу, чтобы заботиться о ребенке. Жен­щины, для которых много значила их работа и карьера, мо­гут испытывать фрустрацию из-за невозможности продолжать заниматься ими. Они могут переживать по поводу того, что, целиком посвятив себя заботам о ребенке на какое-то время, они отстанут от развития знаний в своей области, или утра­тят навыки и квалификацию, или потеряют престижное мес­то. Работающие матери часто переживают ролевой конфликт, возникающий при попытке совместить выполнение профес­сиональных и семейных обязанностей. Молодым матерям приходится решать для себя проблему приоритетов, в связи с тем, что их профессиональные планы вступают в противоречие с потребностями их маленьких де­тей. Подобные ролевые конфликты могут возникать и у му­жей, когда в связи с рабочим графиком муж не может оказы­вать необходимую жене помощь в работе по дому, однако у работающих женщин они носят более ярко выраженный ха­рактер. Женщины могут испытывать особое беспокойство и тогда, когда они, для того чтобы вернуться на работу, вынуж­дены поручить кому-то заботу о малыше.

Даже в тех случаях, когда молодая женщина ранее не пла­нировала сделать карьеру, поскольку была не слишком увле­чена своей профессиональной деятельностью, она может пе­реживать потому, что снова вынуждена оказаться в мире детей, из которого недавно ушла. Женщины на этом этапе желают расширить свои контакты с миром взрослых и ощу­щают недовольство и зависть к своим мужьям, которые про­должают «взрослеть» и пребывают во взрослом мире на рабо­те. В таких случаях супружеские отношения существенно ухудшаются. Чтобы этого не происходило, мужу и жене сле­дует обсудить и перераспределить обязанности, связанные с воспитанием детей и делами вне дома.

5. Обеспечение ребенку возможности для роста и разви­тия.

Независимо от своей готовности к появлению ребенка, мо­лодые родители сразу же сталкиваются с потребностью мла­денца в привязанности. Привязанности обычно формируют­ся к тем взрослым, которые реагируют на эмоциональные потребности ребенка, так или иначе взаимодействуя с ним. Дети, сформировавшие надежную привязанность к кому-то из взрослых (чаще всего это человек, осуществляющий уход за ребенком), в последующие детские годы успешно овладе­вают социальными навыками и навыками решения проблем. Таким образом, эмоциональная чувствительность родителей на протяжении первых лет жизни ребенка способствует его успеш­ному психическому развитию в последующей жизни.

Способность ребенка к привязанности постоянно развива­ется. Уже к 2—3 месяцам у детей появляется «комплекс ожив­ления» — эмоционально положительная реакция на лицо че­ловека. К возрасту около полугода младенцы отличают незнакомцев и реагируют на их появление настороженно -это говорит о том, что они явно отличают «Своих» от «чужих». Ребенок привязывается не только к матери, но и к отцу в том случае, если он посвящает взаимодействию с ребенком доста­точное время. По некоторым данным, привязанность к отцу особенно важна для формирования у ребенка сексуальной идентичности и образа своего «Я». Привязанность к отцу раз­деляет диаду «мать — ребенок», давая ребенку альтернатив­ный объект любви.

В целом, заботливое обращение родите­лей способствуют формированию у ребенка чувства доверия к другим людям. Ребенок усваивает то, что его поведение имеет последствия, а мир упорядочен. При отсутствии забо­ты со стороны родителей ребенок становится вялым и затор­моженным.

По мере роста ребенка родителям следует установить опре­деленные правила, обеспечивающие ребенку безопасность, но не замедляющие его развития. Исследовательская активность ребенка должна поощряться, но при этом иметь разумные и постоянные границы. Установление таких границ, а также нахождение баланса между ограничениями и свободой явля­ется задачей родителей, причем им приходится неоднократ­но заново решать ее по мере роста ребенка.

Ребенку должно предоставляться достаточно простран­ства и времени для самостоятельного освоения окружающе­го тира. Если такого пространства и времени оказывается слишком много, например, у родителей не находится време­ни для ребенка, они слишком заняты работой или личной жизнью, это означает отдаление ребенка от семьи — в этой семье не находится места для ребенка. Если пространства и времени на самостоятельное освоение мира у ребенка слиш­ком мало, это приводит к излишней близости — в таких семь­ях ребенок служит средством заполнить вакуум в отношени­ях между родителями.

Когда рождаются другие дети, границы семьи и внутрисе­мейных подсистем вновь должны быть перестроены. Стерео­типы взаимодействия, сконцентрированные вокруг одного ребенка, разрушаются — родители должны включить в сис­тему взаимодействия еще одного ребенка, а дети должны на­ладить отношения друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: