Тема лекции: « Государство политический институт»

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Понятие и функции государства

2. Административно-территориальные формы организации государственной власти

3. Формы правления

1.Понятие и функции государства

Термин государство используется в отношении самых разных вещей: это и совокупность институтов, и географическое понятие, и философская идея, и инструмент принуждения и угнетения. Лишь классических трактовок настолько много, что возникает серьезное сомнение в возможности вложить все его основные признаки, а также исторические формы в единственное определение. Конфуций видел в государстве «большую семью», а Платон – «справедливый человеческий космос». Государство называли простой совокупностью граждан (Аристотель); союзом свободных людей, для соблюдения права и общей пользы (Гроций); верховной властью, сосредоточенной в одном человеке (или собрании) и сводящей все воления граждан в единую волю (Гоббс); машиной для подавления одного класса другим (Маркс);земнобожественным существом (Гегель) и т.д. Объяснить это можно тем, что исторически сложилось три подхода к пониманию государства - идеалистический, функциональный и организационный (Эндрю Хейвуд).

Идеалистический подход характернее всего выражен в трудах Георга Ви-
льгельма Фридриха
(классическая немецкая философия). Ученый выделил 3 «момента» социального бытия - семью, гражданское общество и государство. В этой схеме государство было этическим сообществом, пронизанным всеобщей симпатией – «всеобщим альтруизмом». Идеализм, таким образом, порождает не критическое отношение к государству. Делает невозможным провести четкую грань между институтами которые относятся к государству, и теми, которые находятся за его пределами.

Функциональный подход опирается на том какова роль и цели государственных институтов. Главная функция – поддержание общественного порядка, государство определяется как комплекс институтов, поддерживающих порядок и стабильность в обществе. Такой подход характерен для современных марксистов, рассматривающих государство как механизм, по средством которого достигается смягчение классового антагонизма и выживание капиталистической системы. Слабость этой точки зрения на государство, состоит в том, что с государством здесь ассоциируется в принципе любой институт, поддерживающий порядок (семья, СМИ, профсоюзы, церковь).

Организационный поход - государство аппарат управления, комплекс институтов, имеющих явно выраженную «публичную» природу в том смысле что они отвечают за коллективную организацию общественной жизни и финансируются за счет общества. Плюс в этом подходе заключается в том, что здесь видно четкое разграничение между государством и гражданским обществом. Государство охватывает различные институты управления (чиновничество, армию, правоохранительные органы, суды, системы социального обеспечения и т.д.) и его можно отождествить с «политическим телом» общества. Отсюда происхождение современного государства можно вести от Европы XV-XVI столетий, когда здесь возникли системы централизованного управления постепенно подчинившие себе все иные институты и структуры, духовные и светские, а в Вестфальском мирном договоре 1648г. впервые было сформулировано понятие государственного суверенитета..

Также подходы к типологизации сущности государства можно увидеть в британской «Энциклопедии управления политики» (1992): 1) правовой; 2) исторический; 3) социально-антропологический; 4) философский; 5) политологический.

В сете выше сказанного можно выделить 5 основных черт государства:

· Государство суверенно. Томас Гоббс выразил эту идею, представив его в виде «левиафана» - огромного морского чудовища.

· Государственные институты «публичны» в противовес частным институтам гражданского общества. Публичные органы отвечают за принятие и проведение в жизнь коллективных решений, а частные структуры служат удовлетворению частных интересов.

· Государство институт легитимации. Решения государства обычно принимаются как обязательные к исполнению, т.к. считается, что они приняты в интересах общества и для общего блага; государство выражает интересы общества.

· Государство – это инструмент господства. Гос. власть и авторитет поддерживается принуждением; оно должно обладать всеми возможностями обеспечивать исполнение законов. Собственно, государственная монополия на «законно осуществляемое насилие» (М. Вебер) и является практическим выражением его суверенитета.

· Государство – это территориальное объединение. Юрисдикция государства имеет свои географические пределы и охватывает всех тех, кто живет в его границах.

Современное государство выполняет несколько важнейших функций:

1. Обеспечения безопасности и правопорядка;

2. Регулирования социальных отношений и разрешения социальных конфликтов;

3. Распределения ценностей в обществе;

4. Защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности.

Эти функции исполняются исключительно государством, так как они, способствуют достижению общих целей, реализация которых другими социальными институтами невозможна.

2.Административно-территориальные формы организации государственной власти

Формы государственного устройства могут основываться на 2 принципах: унитаризма и федерализма, отсюда государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитаризм - (лат. unittas - единство) – государственное устройство, характеризующееся централизованным управлением административно-террито-
риальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. Унитарный единый объединяющий в одно целое.

Отличительные признаки унитарного государства: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единое гражданство и единая система права; централизованная судебная система; единая система высших органов государственной власти и подразделение на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью.

Образцами унитарных государств принято считать такие страны, как Великобритания, Испания, Дания, Финляндия, Франция.

Федерализм - от лат. договор, союз, соглашение. С конца XIX в. термин «федерализм» использовался для обозначения ассоциации, части которой сохраняют свою административную или финансовую независимость. Вместе с тем английский политолог Престон Кинг отмечает, что «федерализм» - это институциональное соглашение о форме суверенного государства, отличающееся от других государств только тем, что его региональные единицы, согласно конституционно утвержденным процедурам, участвуют в процессе принятия решений центральным правительством.

Институтами федерации являются:

· органы власти как федеральные, так и субъектов федерации;

· устойчивая конституция, распределяющая власть между центром и федеративными единицами;

· двух палатный парламент, одна из которого представляет интересы различных сегментов общества, а другая – интересы регионов;

· право федеративных единиц на внесение изменений в общефедеральную конституцию;

· право внесения изменений в региональные конституции за региональными органами власти;

· долевое управление (центр + регионы);

· самоуправление регионов;

Особое внимание уделяется в теории федерализма проблеме централизации и децентрализации власти. В современных условиях даже сверхцентрализованное государство неспособно осуществить с помощью своих представителей и функционеров в структурах верховной власти и на местах всю полноту необходимых политических функций. Государство складывается из регионов со своими историческими традициями. Что обуславливает стремление людей из местных сообществ к определенному административно-политическому управлению.

Децентрализация – это способ передачи государством созданным им локальным сообществам (во Франции, например, коммунам, департаментам, регионам) некоторых полномочий при контроле над их осуществлением. Вариантов децентрализации много – от ограниченного самоуправления (Франция), до весьма широких прав автономии (Испания), (гр. – сам, закон; право какой либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов, самоуправление). Однако существование автономий не меняет принципиально унитарного характера государственного устройства, хотя придает ему особые черты, нередко обусловленные географическим (острова Мадейра и Азорские в Португалии), историческим (Андалусия в Испании) и этническим (Гренландия и Фарерские острова в Дании, Страна Басков и Каталония в Испании) своеобразием этой территории. Швейцарский политолог М. Росси выделяет 4 основные формы децентрализации:

1. деконцентрация – передача части властных функций центром нижестоящим структурам территориального управления;

2. делегация – передача определенных видов ответственности территориальным структурам управления;

3. деволюция – передача определенных полномочий и ресурсов от центра территориальным структурам управления;

4. экономическая децентрализация – уменьшение государственного управления экономикой, стимулирование развития частного сектора.

Итак, можно отметить ряд достоинств и недостатков федерализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: