Школа науки управления (количественный подход) - 1950 гг. по настоящее время

Основные представители - П. Самуэльсон, П. Друкер, В.В. Леонтьев, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, В. Канторович, И. Ансофф.

Ведущие понятия - технологизация, формализация, экономико-математическое моделирование, автоматизация и компьютеризация, повышение эффективности управления.

Цель данного направления – решение проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода.

Формирование главных принципов науки управления связано с возникновением кибернетики, общей теории систем и метода исследования операций, а также развитием математики, статистики, инженерных наук и смежных с ними областей знаний. Ключевой характеристикой школы науки управления является замена словесных рассуждений и абстрактно-описательного анализа моделями, символами, количественными параметрами и математическими зависимостями. Широкое применение получили модели теории игр, теории очередей, массового обслуживания, управления запасами, линейного и имитационного программирования и др.

Два главных направления данной школы:

• рассмотрение производства как социальной системы с использованием системного, процессного и ситуационного подходов;

• исследование систем управления при помощи методов системного анализа и использование кибернетического подхода, включая применение экономико-математического моделирования и электронно-вычислительной техники.

Методология современного научного менеджмента опирается на три основных подхода - 1970 гг. по настоящее время:

Процессный подход (А. Файоль, М. Мескон и др.) – методология управления, основанная на представлении менеджмента как логически обусловленной, взаимосвязанной последовательности зависящих друг от друга действий (функций), осуществление которых обеспечивает непрерывность процесса управления.

Системный подход (Л. фон Берталанфи, П.К. Анохин и др.) - методология исследования, проектирования и конструирования объектов управления на основе системных взаимосвязей. Данный подход представляет организацию как совокупность взаимозависимых элементов, тесно взаимодействующих друг с другом и образующих единое целое. При этом под системой понимается некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Менеджмент рассматривает все современные организации как открытые социально-экономические системы - многофакторное и многоцелевое образование, деятельность которого направлена на достижение поставленных целей.

Ситуационный подход (М.П. Фоллетт, Т. Бернс, Г. Сталкер и др.) - методология управления, основанная на принятии решении на основе анализа и оценки конкретных условий и особенностей сложившейся ситуации. Этот подход предостерегает от использования стандартных решений и механического заимствования чужого опыта. Он обосновывает, что оптимальный выбор – это тот, который максимально соответствует существующим обстоятельствам. Данный подход предопределяет нелинейное, ситуативное мышление менеджера при восприятии организационных проблем и их решении.

В настоящее время школа науки управления большое внимание уделяет разработке различных прогнозирующих систем. Созданы и совершенствуются модели планирования, программирования и формирования бюджета, модели прогнозирования научно-технического, социального и экономического развития и другие актуальные теоретические и прикладные разработки.

Каждая школа внесла свой заметный вклад в развитие и совершенствование современной концепции менеджмента, но вместе с тем каждая имела определенные ограничения.

В целом основные трансформационные направления развития менеджмента можно обозначить в виде следующих антитез:

• отказ от технократического подхода в пользу гуманистической модели управления;

• переход от закрытых систем к открытым системам;

• замена абстрактных подходов к управлению формализованными приемами;

• переход от авторитарных подходов к управлению к прогрессивным демократическим приемам;

• отказ от индивидуалистического подхода в пользу командных методов организации работы;

• выход менеджмента за рамки национальных границ и формирование международных, интернациональных моделей менеджмента;

• перерастание локального менеджмента в диверсифицированный менеджмент.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: