Школа человеческих отношений - 1930 – 1950 гг

Основные представители - Э. Мэйо, М.П. Фоллетт, Р. Лайкерт, Ф. Ротлисберг.

Ключевые понятия - человеческий фактор, неформальные отношения, личность в организации.

Цель школы человеческих отношений состояла в изучении психологии и поведения человека в организации в связи с недостаточной проработкой этих вопросов в классических концепциях управления.

Возникновение доктрины человеческих отношений связано с исследованиями американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисберга.

В рамках данной школы были проведены эксперименты и изучены отношения персонала на всех уровнях организации, проблемы поведения работника и управление им в процессе трудовой деятельности. Это позволило разработать вопросы мотивации, удовлетворенности трудом, групповой динамики в процессе производственной деятельности персонала. В результате представители данного направления рекомендовали использовать приемы гармонизации человеческих отношений для повышения производительности труда.

Доктрина «человеческих отношений» основана на следующих положениях:

• система «взаимных связей и информации»;
• беседы «психологических советников» с рабочими («система исповедей»);
• «участие рабочих в принятии решений» (привлечение рабочих к управлению производством);
• организация неформальных групп и управление ими.

Представители данного направления выявили, что мотивами поступков людей служат не только и не столько экономические факторы, сколько различные потребности, которые могут быть лишь частично удовлетворены с помощью денег. В центр системы управления были поставлены интересы, потребности и ожидания индивида, групповые нормы и ценности.

Главное достижение школы - принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы, представляющий личность работника как главную ценность организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: