Принудительный характер власти

В отличие от законодательной и исполнительной ветвей власти принуждение, которое применяет судебная власть, имеет не общий, а всегда конкретный и персонифицированный характер.

Специфические признаки судебной власти:

1. Судебная власть – вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях от имени государства и обязательными для исполнения на территории всего государства.

2. Особая предметная сфера. Судебную власть привлекают к действию только в условиях рассмотрения юридического дела, т.е. в условиях, если: а) хотя бы два субъекта находятся в состоянии спора б) спор возник относительно отношений, которые регулируются правом.

3. Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой другой орган государственной власти или должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда. Например, только суд уполномочен признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях – и административного правонарушения и применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия.

Судебная власть принадлежит специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам – судам, в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям[5]. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему Российской Федерации, утвержденную Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст.1 и 4).

4. Независимость, самостоятельность и обособленность судебной власти. Суды и судьи, осуществляющие функции (полномочия) судебной власти, независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному Закону (ст.120 Конституции, ст.5 ФКЗ О судебной системе РФ). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретных дел, находящихся в их производстве. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, угроза жизни и здоровью судьи, клевета в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность (ст. 294-298 УК РФ). Вместе с тем независимость судей означает и запрет каждому судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений и обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность органов судебной власти (ст.10 Конституции РФ) означает их неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам. Экономическая основа самостоятельности судебной власти в системе государственной власти заложена ст. 124 Конституции РФ, в которой сказано, что финансирование их деятельности прямо и исключительно осуществляется из федерального бюджета.

В ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации (п.4 ст.5) содержится запрет издавать законы и нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

Обособленность судебной власти заключается в том, что суды, осуществляющие функции судебной власти, образуют самостоятельную систему государственных органов, не входящих в структуру органов законодательной и исполнительной власти. Организационное обеспечение деятельности судов (кадровое, материально-техническое, финансовое и иное) происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей.

5. Ситуативный характер. Судебная власть функционирует лишь при условии обращения к ней субъектов права. По своей инициативе суд не начинает рассмотрение юридических дел, т.е. судебная власть «просыпается» актом обращения в суд и функционирует на время рассмотрения дела.

Например, поводом для начала уголовного судопроизводства является сообщение (заявление) о совершенном или готовящемся преступлении, а основанием – наличие в этом сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Судопроизводство по уголовному делу включает производство в органах расследования преступлений, в суде. Судопроизводство по гражданскому или административному делу возбуждается по заявлению лиц, обратившихся в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Конституционное производство возбуждается и осуществляется Конституционным Судом РФ.

6. Процедурность. Характерной особенностью судебной власти является процессуальный порядок осуществления важнейшей ее функции – правосудия, рассмотрения конкретных дел. Процедура рассмотрения и разрешения дел определяется законом. Закон устанавливает процессуальную форму всех судебных действий, процедуру принятия судебных решений.

Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определенном ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. (ст. 43-84). Гражданское, уголовное и арбитражное судопроизводство осуществляется в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ соответственно. По делам об административных правонарушениях процессуальная процедура установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть.

7. Законность – судебной власти означает, что полномочия, порядок образования и деятельности судов определяется законом, суды и судьи действуют на основе закона, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам и не вправе отступать в своей деятельности от их требований.

8. Полнота судебной власти выражается компетенцией ее органов, окончательностью судебных решений, их обязательностью для государственных органов, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Последнее означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства. Неисполнение требований и распоряжений суда влечет установленную законом ответственность.

9. Участие представителей народа в осуществлении полномочий судебной власти (ч. 5 ст.32 Конституции, ч. 1 ст.1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации). В соответствии с положениями Конституции РФ и названного закона граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. В состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, могут входить присяжные заседатели, а при рассмотрении арбитражного дела – арбитражные заседатели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: