Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

По источнику финансирования

По срокам выполнения

По направлению

Контроль на соответствие (формальный контроль) — оценка соответствия деятельности объекта контроля требованиям нормативных актов (в том числе локальных).

Контроль финансовой отчётности — оценка правильности и достоверности ведения бухгалтерского учёта, достоверности, обоснованности и своевременности представления финансовой отчётности.

Контроль эффективности — оценка результативности, продуктивности и экономичности использования ресурсов, эффективности управления капиталом.

Оперативный контроль (обычно в рамках внутреннего контроля) — проводится в плановом порядке по итогам периода (недели, декады, месяца, квартала, года).

Плановый контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план сообщён объекту контроля.

Внезапный контроль — производится контрольно-ревизионным органом в соответствии с планом контрольно-ревизионной работы, в том случае, если такой план неизвестен объекту контроля; а также при наличии данных о нарушениях в деятельности объекта.

Контроль за счёт проверяемого лица - внутрихозяйственный контроль, независимый контроль.

Контроль за счёт контролирующего субъекта — государственный контроль, вышестоящий контроль.

Контроль за счёт третьих лиц — встречается крайне редко, только общественный контроль.

Источниками информации для проверки расчетов с поставщиками, по­купателями, являются: договоры поставки продукции (выполнения работ, оказания услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о за­чете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, книга покупок, книга продаж, авансовые отчеты, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 60, 62, 71, 75, 76, 79, 91 007 и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.

В ходе аудита расчетов с поставщиками, покупателями, должны быть решены следующие задачи:

- проверка правильности оформления первичных документов по при­обретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с це­лью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской за­долженности;

- подтверждение своевременности погашения и правильности отраже­ния на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;

- оценка правильности оформления и отражения в учете предъявлен­ных претензий;

- проверка правильности оформления первичных документов по по­
ставке товаров и оказанию услуг с целью подтверждения обоснован­ности возникновения дебиторской задолженности;

- подтверждение своевременности погашения и правильности отраже­ния на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности.

Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает прежде всего изучение договоров поставки сырья и материалов и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполнен­ные работы. Эти договоры должны отвечать требованиям Гражданского кодекса РФ. К числу важнейших требований при осуществлении сделок на поставку товаров (работ, услуг) помимо соблю­дения формы договора относятся также полнота и своевременность ис­полнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения уста­новленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, считаются ничтожными (недействительными).

Аудиторы должны установить наличие договоров поставки по прове­денным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности. Далее, как правило, выборочно проверяются расчетные операции с поставщиками по данным расчетно-платежных документов и учетных регистров по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В состав выборки включаются постав­щики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выяс­няется дата проведения и характер операций, правильность применения цен по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснован­ность выделения НДС.

При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанав­ливается, не числятся ли эти потупившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется также, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции к поставщикам при нарушении договорных обяза­тельств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций. При необходимости может быть проведена контрольная инвен­таризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регист­ров учета на проверяемом предприятии и у поставщиков.

Следует проконтролировать правильность корреспонденции счетов, ука­занной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 "Расчеты с по­ставщиками и подрядчиками" сверяют с дебетовыми записями по счетам 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 19 "Налог на добавленную стои­мость по приобретенным ценностям", 20 "Основное производство", 41 'То­вары" и др. Дебетовые записи по счету 60 "Расчеты с поставщиками и под­рядчиками" сверяют с кредитовыми записями по счетам 50 "Касса", 51 "Рас­четные счета", 52 "Валютные счета", 55 "Специальные счета в банках" (или по счетам 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 76 "Расчеты с разны­ми дебиторами и кредиторами" при бартерных сделках). Данные синтетиче­ского учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" сверяются с данными Главной книги и бухгалтерским балансом.

Особое внимание аудиторы должны обратить на операции с использованием векселей, отражение которых в учете нередко производится с ошибками. Следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", процент по векселю относится на себестоимость приобретенных товарно-материальным ценностям.

Полнота оприходования поступивших от поставщиков товарно-материальных ценностей, обоснованность возмещения по ним НДС контролируется с помощью таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др. Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемый работы должна подтверждаться кроме заключенных договоров, наличие» проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполнении) работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской или дебиторской задолженности по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены в том числе и путем контрольного обмера выполненных работ с привлечением эксперта.

На основе изучения данных первичных документов и регистров аналитического учета аудиторы должны установить, погашается ли задолженность поставщикам и подрядчикам в пределах сроков, указанных в договоpax, выявить случаи просроченной кредиторской задолженности и прове­рить обоснованность списания такой задолженности на счет 91-1 "Прочие доходы". Должно быть проверено, не списываются ли с кредита счета "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в затраты на производстве суммы, не относящиеся к производственной деятельности предприятия.

Следует проанализировать также правильность оформления и отраже­ния в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" обособленно. Аудиторы путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняют обоснованность выдачи авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета.

В процессе проверки расчетов по претензиям к поставщикам и подрядчикам в связи с несоблюдением цен и тарифов, предусмотренных договорами; обнаружением арифметических ошибок в расчетных доку­ментах; несоответствием качества поставленных ценностей стандартам или техническим условиям и др. аудиторам необходимо обратить внимание на своевременность и правильность оформления претензионных до­кументов; обоснованность претензий к проверяемому предприятию; npaвильность корреспонденции счетов; правильность ведения аналитическо­го учета в разрезе каждой предъявленной и полученной претензии.

Путем изучения первичных документов и учетных регистров по счету 76-2 "Расчеты по претензиям" аудиторам предстоит выяснить, не скры­ваются ли под видом расчетов по претензиям суммы недостач и потерь товарно-материальных ценностей, не возмещенных предприятию в уста­новленном порядке и по которым отсутствуют документы, дающие право на списание, а также факты хищений ценностей должностными лицами. Следует также установить, проводились ли внутренние расследования с целью выявления лиц, виновных в возникновении претензии к предпри­ятию, и взыскивался ли с них причиненный ущерб.

Аудит расчетов с покупателями и заказчиками предусматривает изу­чение полноты и своевременности оформления и правильности отраже­ния на счетах бухгалтерского учета таких расчетов.

В процессе проверки выясняется наличие и правильность оформле­ния договоров на поставку продукции, гарантийных писем от покупате­лей. По данным первичных расчетно-платежных документов, актов ин­вентаризации расчетов и учетных регистров по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" устанавливается достоверность, законность и реальность задолженности за реализованную (отгруженную) продукцию (работы, услуги).

При анализе расчетов с использованием различных форм безналич­ных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а мри необходимости проводятся встречные сверки в банке или у покупа­теля. Особое внимание обращается на правильность отражения в учете и налогообложения операций с использованием векселей.

Путем прослеживания и арифметического контроля устанавливается: правильность ценообразования при реализации продукции (работ, услуг), использования взаимозачетов, векселей. Проверяется также правильность ведения аналитического учета по счету 62 "Расчеты с покупателями и за­казчиками", который должен обеспечивать возможность получения ин­формации о реальной задолженности каждого покупателя, в том числе обеспеченной векселями, срок оплаты по которым не наступил, или дис­контированными (учтенными в банке), денежные средства по которым также не поступили в срок. Изучаются все имеющиеся факты просрочен­ной дебиторской задолженности, устанавливаются причины неплатежей.

Аудиторы должны проверить правильность отражения в учете сумм невостребованной дебиторской задолженности по договорам поставки (купли-продажи, и др.), срок исполнения обязательств по которым поку­пателями превысил четыре месяца со дня фактического получения ими товаров (работ, услуг). Такая задолженность должна списываться на убытки предприятия-поставщика без уменьшения налогооблагаемой прибыли. Аудиторам необходимо выяснить, учитывается ли данная за­долженность на забалансовом счете 007 "Списанная в убыток задолжен­ность неплатежеспособных дебиторов" в течение пяти лет с момента ее списания для наблюдения за возможностью взыскания при изменении имущественного положения должника. Следует также установить наличие дебиторской задолженности, по которой истек срок исковом давно­сти, и было ли на сумму этой задолженности произведено уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия и начисление НДС.

Следует проанализировать также правильность оформления и отраже­ния в учете полученных авансов, отражаемых на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно. Аудиторы путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняют правильность ведения аналитического учета авансов, соответствие данных аналитического и синтетического учета, полнота уплаты НДС с авансов полученных.

В заключении выясняется соответствие применяемых в учете схем корреспонденции счетов по расчетам с покупателями и заказчиками схемам корреспонденции, предусмотренных Планом счетов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: