Информационное обеспечение правоохранительных органов

Информатизация государственной и правовой сферы России потребовала формирования новой разветвленной системы научных знаний. Этой потребности ответила новая междисциплинарная область знаний — правовая информатика .

Первоначально идеи общей и правовой информатики развивались в лоне кибернетики как науки о законах управления сложными динамическими системами. Лишь отдельные ученые ставили вопрос об информатике как самостоятельной науке. Так, один из ведущих специалистов данной сферы член-корреспондент АН СССР В.И. Сифоров выдвинул идею информологии — науки о законах передачи, распределения, обработки и преобразования информации. Информология должна была заняться кодированием, декодированием, запоминанием, хранением, поиском, извлечением, доставкой, сравнением, отображением, производством (генерированием), потреблением информации.

Термин «информатика» возник в 60-х гг. во Франции для названия области автоматизированной обработки информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatique образован путем слияния слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает «информационная автоматика», «или автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует computer science (наука о компьютерной технике).

В конце 60-х гг. понятие «информатика» связывалось в нашей стране не только с информационной техникой, но и с теорией научной информации («документалистикой»). Этому во многом способствовал выход труда А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляровского «Основы информатики». В работе были подробно рассмотрены понятия научно–технической информации и методы ее обработки. В 1982 г. вышла в свет монография выдающегося ученого в области кибернетики и информатики лауреата Ленинской премии академика АН СССР В.М. Глушкова «Основы безбумажной информатики». В монографии были рассмотрены понятие информации и методы ее обработки (справочные системы, преобразование информации, языки для описания данных, телекоммуникационные системы), практические вопросы безбумажных технологий в сфере научных исследований, редакционно–издательской деятельности, в медицине, обучении, проектных работах, кредитно–финансовых отношениях. Особое внимание уделено автоматизации организационных систем и смежным вопросам. Выдвинута идея ОГАС.

Значительную роль в становлении понятийного аппарата информатики сыграла монография Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблема промышленной эксплуатации». В ней рассмотрены такие вопросы, как понятие национальных информационных ресурсов, их промышленная эксплуатация, темпы роста индустрии ЭВМ, перспективы развития информационных технологий и науки программирования. Информационные ресурсы — непосредственный продукт интеллектуальной деятельности наиболее квалифицированной и творчески активной части трудоспособного населения страны. Национальные информационные ресурсы — относительно новая экономическая категория. Корректная постановка вопроса о количественной оценке этих ресурсов и их связи с другими экономическими категориями требуют длительных совместных усилий специалистов и ученых самых разных областей знаний.

У нас современная трактовка термина «информатика» утвердилась с момента принятия решения в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР об организации Отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика практиковалась как «комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования основанных на ЭВМ систем обработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики».

С конца 80-х гг. в СССР начинается вторая компьютерная революция. Термин «информатика» обозначает теперь не только науку, но и направление практической деятельности. Информатика как отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятий разных форм хозяйствования, связанных с производством компьютерной техники, программных продуктов и разработкой современной технологии переработки информации.

Существует разветвленная система наук, предметом которых являются информация и информационные процессы. Это и теоретическая информатика, изучающая общие закономерности информационных процессов и их математические модели; и социальная информатика, изучающая особенности информационных процессов в обществе; и прикладная информатика, ориентированная на применение средств автоматизации для решения прямых практических задач; и отраслевые направления информатики, изучающие информационные процессы в конкретных науках (экономика, социология, право и др.).

Современная информатика сложилась в недрах математики и кибернетики, системотехники и электроники, логики и лингвистики. Ее основные научные направления образуют такие дисциплины, как теоретические основы вычислительной техники, статистическая теория информации, программирование и искусственный интеллект. Технические и программные средства информатики все шире используются в современной юридической практике, в деятельности органов правоохраны и правопорядка; в системах сбора, хранения, передачи, обработки, выдачи управляющей и осведомляющей правовой информации с использованием компьютеров, компьютерных сетей и телекоммуникаций, связывающих в единый комплекс отдельные компьютеры на сколь угодно большой территории.

Информатика как прикладная дисциплина занимается:

  • изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение информации);
  • созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности;
  • разработкой информационных систем и технологий.

Правовая информатика представляет собой прикладную ветвь общей информатики. Существуют различные подходы к пониманию задач и природы правовой информатики. С учетом высказанных точек зрения можно дать следующее определение. Правовая информатика — это междисциплинарная отрасль знания о закономерностях и особенностях информационных процессов в сфере юридической деятельности, об их автоматизации, о принципах построения и методиках использования автоматизированных информационных систем, создаваемых для совершенствования и повышения эффективности юридической деятельности и решения правовых задач на базе комплексного использования теории и методологии правовых наук, средств и методов математики, информатики и логики.

В задачи правовой информатики входят:

  • активное участие в создании правового государства на принципах плюралистической демократии и гласности, доступности для каждого члена общества всей совокупности нормативных правовых актов, свободного получения информации в нужное время, в нужном месте и в нужной форме;
  • разработка научных и практических основ внедрения автоматизированных рабочих мест (АРМ), интеллектуальных и консультационных систем;
  • интеллектуализация деятельности юридических учреждений и органов, повышение производительности труда и культуры в отправлении правосудия и других форм юридической работы;
  • создание автоматизированных обучающих систем; разработка теоретических и методических проблем подготовки и переподготовки юридических кадров, формирование корпуса молодых специалистов по новой юридической специальности — «правовая информатика».

В настоящее время правовую информатику можно рассматривать как перспективное и быстро прогрессирующее направление научных исследований, которое имеет собственный предмет, задачи и методы исследований. Восприятие юристами положений и выводов информатики должно происходить через призму юридических понятий и категорий.

Несмотря на короткий срок своего существования, правовая информатика добилась существенных несомненных успехов в реализации государственной политики информатизации правовой сферы России. К ним относятся:

  • создание сети центров и всероссийских систем правовой информации;
  • формирование законодательства об информации и информатизации;
  • создание системы знаний;
  • введение курсов математики и информатики;
  • выход на международный уровень.

Как и многие другие отрасли знания, правовая информатика делится на общую и специальную части.

Общая часть включает:

  • задачи создания Общенациональной системы правовой информации;
  • государственную политику информатизации правовой, государственной и политической системы;
  • понятие единого информационного пространства;
  • понятие общей и правовой информации;
  • методологию и методы исследования.

Особенная часть правовой информатики исследует пути и задачи применения компьютерных технологий в различных сферах и направлениях государственно–правового регулирования общественных отношений: в правотворческой и правоприменительной деятельности, в криминалистике и судебной экспертизе, в социологических исследованиях.

Постепенно происходит уточнение научного статуса и профиля правовой информатики. Правовая информатика не сложилась еще в самостоятельную науку. По шкале оценок она занимает более низкий ранг, а именно — ранг междисциплинарной отрасли знания.

Правовую информатику необходимо отличать от ряда смежных научных направлений, что, однако, не снижает ее научной и практической значимости. Так, правовую информатику необходимо отграничивать от курса «Информационное право». В задачи этого курса входит изучение законодательства об информации и информатизации. Самостоятельная информационная дисциплина — «Курс компьютерной грамотности» введен в число учебных дисциплин средней школы и преподается во всех вузах страны, включая юридические.

Государственная информационная политика — это часть внутренней и внешней политики государства, которая состоит в регулировании информационных потоков и информационной деятельности различных государственных, общественных, частных структур и организаций информационного профиля. В России законодательной базой в области правового регулирования информации служат Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и изданные на его основе иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми основными направлениями государственной политики в сфере информатизации являются:

  • обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;
  • формирование и защита государственных информационных ресурсов;
  • создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;
  • создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;
  • обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;
  • содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;
  • формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;
  • поддержка проектов и программ информатизации;
  • создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;
  • развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Итак, в России информатизация правовой сферы жизни общества поднята до уровня государственной политики. Государство при участии негосударственных структур проводит целенаправленный комплекс мер по внедрению в деятельность органов власти и управления новейших информационных технологий, компьютерных систем и сетей, автоматизированных рабочих мест, экспертных и консультационных систем (на базе идей искусственного интеллекта).

Государственная политика информатизации правовой сферы имеет своей конечной целью создание в России общенациональной автоматизированной системы правовой информации, посредством чего должна быть обеспечена более полная правовая информированность граждан, повышение эффективности права и его применения, и тем самым усилена «правовая плотность общества». Она призвана охватить территорию всей России, все регионы и поднять на более высокий уровень деятельность органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, органов местного самоуправления. Как показывают расчеты, в некоторых областях юридической деятельности информатизация позволяет увеличить производительность труда юристов в несколько раз.

Нормативной основой информатизации правовой сферы является ряд указов Президента РФ. Указ Президента РФ от 28 июня 1993 г. № 966 «Концепция правовой информатизации России» определяет основные направления информатизации:

  • информатизация правотворчества;
  • информатизация правоприменительной деятельности;
  • информатизация правоохранительной деятельности;
  • информатизация правового образования и воспитания;
  • правовое обеспечение процессов информатизации.

Однако этот Указ не решил всех проблем нормативно-правового регулирования данной сферы. В нем в минимальной мере затронуты организационно-правовые вопросы. Этот пробел был восполнен Указом Президента от 4 августа 1995 г. «О президентских программах по правовой информатизации». Данным указом предусмотрена разработка программ правовой информатизации:

  • органов государственной власти РФ;
  • органов исполнительной власти РФ;
  • органов государственной власти субъектов РФ.

Информатизация влияет не только на эффективность юридических технологий, сферу правотворчества и право реализации, но и на существо правовых отношений. Все большую роль играют такие понятия, как электронная сделка, электронное издание, электронная биржа, электронные торги, электронная система финансовых расчетов, электронный архив и т.п.

Информация в правоохранительных органах состоит из данных о:

  • владельцах моторизованных средств передвижения (к которым относятся автомобили, вертолеты, катера, мотоциклы, мотороллеры, самолеты, яхты и др.),
  • владельцах огнестрельного оружия,
  • похищенных предметах (вещах),
  • правонарушениях,
  • преступниках и правонарушителях,
  • прописке (и регистрации для Москвы).

Учет — это система регистрации и хранения информации о лицах, совершивших преступления, о самих преступлениях и связанных с ними фактах и предметах. Он занимает основное место в информационном обеспечении правоохранительных органов. Совокупный объем учетов органов МВД Российской Федерации охватывает около 95% криминальных проявлений, с их использованием удается раскрывать до 25% преступлений. Самый крупный центр хранения информации в России — Главный Информационный Центр Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГИЦ МВД РФ). Он содержит свыше 100 миллионов учетных документов и имеет картотеку осужденных лиц, фототеку отпечатков пальцев, подробные отчеты органов милиции. Имеются также региональные Информационные Центры МВД и информационные Центры Управлений внутренних дел (УВД), которые также содержат обширную информацию, включая оперативную, оперативно-розыскную, криминалистическую и др.

Помимо учетов, в органах МВД создаются и хранятся экспертно-криминалистические централизованные коллекции и картотеки, предназначенные для раскрытия и расследования преступлений. Информация в учетах, коллекциях и картотеках называется криминальной .

По своим функциям учеты делятся на:

  • оперативно-справочные;
  • розыскные;
  • криминалистические;

а по объектам на:

  • лица;
  • преступления;
  • предметы.

Учеты содержат следующие сведения о гражданах России, иностранцах и лицах без гражданства (рис. 1.1 ).

По отпечаткам пальцев можно устанавливать личности преступников, арестованных, задержанных, трупов, неизвестных больных. В информационных центрах имеется около 30 миллионов отпечатков пальцев, и они обслуживают свыше миллиона запросов органов внутренних дел (ОВД) в год. Надо отметить, что во многих развитых странах введено снятие (при отсутствии) и регистрация отпечатков со всех лиц пребывающих на территории страны. С этим связана необходимость использования биометрических паспортов.

По способам обработки информации бывают ручные, механизированные и автоматизированные учеты. Автоматизированные учеты представляют собой ряд автоматизированных информационно-поисковых систем (АИПС), работающих, в основном, по принципу «запрос-ответ». Имеются, например, АИПС:

  • «Картотека»;
  • «Опознание»;
  • «Оповещение» (розыск по искам предприятий);
  • «Оружие»;
  • «Автопоиск» (розыск автомашин);
  • «Антиквариат»;
  • «Вещь» (похищенные номерные вещи);
  • «Сейф» (преступления со взломом сейфов);
  • «Досье» (рецидивисты, особо опасные преступники);
  • «Насилие» (преступления с насилием против личности).

Для иностранцев и лиц без гражданства есть специальная АИПС «Криминал-И». В МВД имеется также сеть автоматизированных банков данных (АБД), объединяющая множество локальных вычислительных сетей и других информационных систем, а также множество автоматизированных рабочих мест (АРМ).

Для использования криминальной информации в полном объеме необходима автоматизированная информационно-поисковая система (АИПС), называемая системой криминалистической регистрации (табл. 1.1). В нее входит ряд подсистем по различным видам учетов.

Таблица 1.1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: