double arrow

Роль знаний в современном развитии. Экономика знаний

Под категорией «знание» понимается селективная, упорядоченная, определенным способом полученная, в соответствии с какими-либо критериями оформленная информация, имеющая социальное значе­ние и признаваемая в качестве знания именно определенными соци­альными субъектами и обществом в целом [15].

Западные специалисты, формируя понятие единой информацион­ной среды, в основу своей философии закладывают следующий подход к иерархии знаний: «данные — информация — знания».

Данные, или факты, относятся к чувственным и воспринимаемым явлениям, которые полностью независимы, а их содержание носит бес­пристрастный характер.

Информация расценивается как умозрительная интерпретация дан­ных, фактов, способная искажать значения лежащих в их основе дан­ных.

Знание еще более умозрительно. Как и информация, оно по природе своей пассивно, но наличие у индивидуума умственных способностей и технологии его реализации создает возможность превращения знания в конкретные действия.

Значение термина «знание» в настоящее время значительно расши­рилось: в зависимости от контекста оно означает «научный потенциал», «интеллектуальный потенциал», «информация», ноу-хау и др.

Знание в виде понятийной информации имеет ряд особенностей:

? использование знаний, в отличие от использования других производственных ресурсов, не уменьшает их количества и ведет к даль­нейшему распространению и накоплению;

? использование знаний в качестве непосредственной произво­дительной силы увеличивает производительность труда в 10— 100 и более раз, активно при этом стимулируя новый спрос на знания;

? знания как информационные ресурсы становятся все более де­шевыми, что способствует их распространению, т. е. имеет место фактор самовозрастания знаний.

Исследователями рассматриваются различные виды знаний:

? общественно новые знания, т. е. такие, которыми ранее никто не располагал, и субъективно новые знания, «старые знания, кото­рые передаются новым умам»;

? теоретические и прикладные знания;

? знания, имеющие устойчивое и скоропреходящее значение (так, несмотря на важность знания конъюнктуры рынка, они имеют тем не менее скоропреходящее значение, если ситуация на рынке быстро меняется);

? знания, необходимые для действия или контроля; знания, при­обретаемые для общего образования; знания для высоких духов­ных целей;

? интеллектуальные, развлекательные и ненужные знания;

? знание общее и национальное, т. е. знание, интересное только определенной группе людей (например, когда речь идет о куль­турных особенностях отдельной национальности);

? знание как общественное и как частное благо.

В экономической литературе отмечается, что в общей схеме челове­ческих знаний центральное место занимают знания, которые не могут быть выражены вербально (артикулированы), — неявные знания. Это свя­зано с тем, что:

? невозможно знания, связанные с осуществлением отдельных опе­раций и процессов, достаточно быстро представить в словесной форме (в виде инструкций, методик, положений и т.п.);

? при обучении навыкам и их усвоении достаточно трудно описать полностью весь процесс, который в реальном масштабе времени будет зависеть от значительного числа ситуационных факторов.

Несмотря на то, что большой объем информации, ранее не поддавав­шейся кодифицированию, становится широко доступным через развитие новых технологий (мультимедиа обеспечивают интерактивное обучение, а различные по охвату сети делают более эффективным совместное исполь­зование знаний), задача перевода неявных организационных знаний в яв­ные крайне сложна. Кроме того, важное значение для организации имеет управление такими видами знания, как осознанные и неосознанные, а также осуществление обмена между ними. Под первыми понимаются знания, про которые индивидууму известно, что они у него есть, тогда как не­осознанные представляют собой неотделимую часть его трудовой дея­тельности.

Создание нового знания зависит от улавливания скрытых и часто весьма субъективных восприятий, интуиции, догадок индивидуумов и от созда­ния условий для их проверки и использования предприятием в целом. Основой в процессе создания новых знаний служат личная привержен­ность, чувство единения персонала с предприятием и его миссией, вы­бранными стратегиями развития.

Экономика знаний (впервые данный термин ввел Ф. Махлуп [11]) — «экономика, базирующаяся на знаниях»; тип экономики, в которой производство знаний является источником ее роста. При этом в лите­ратуре используются и такие термины, как «посткапиталистическое общество», «инновационная экономика», «информационное общество», «высокотехнологичная цивилизация» и др.

Современная рыночная экономика характеризуется преобладанием рынка знаний и информации над рынками материально-вещественных товаров и ресурсов и значительным ростом объема затрат на развитие ее первичного, базового сектора, в котором создаются и распространяются знания:

? научные исследования, в том числе фундаментальные и приклад­ные исследования, проектно-конструкторские разработки;

? высшее образование;

? разработка программного обеспечения;

? подготовка учащихся в начальной и средней школах, среднее про­фессиональное образование и т. д.

Необходимость прогнозирования данных процессов, оценки и оп­ределения приоритетов научно-технического развития привели к тому, что классическая классификация отраслей замещается классификаци­ей, базирующейся на оценке уровня наукоемкости применяемой в ней технологии.

В зависимости от оценки вклада по валовой добавленной стоимости отраслей, где в основном потребляются новые знания, выделяются сле­дующие отрасли.

1. Высокотехнологичные отрасли высшего уровня (high technologies) или ведущие высокие технологии (leading edge), где затраты на НИОКР составляют не менее 10 % от добавленной стоимости и затраты на оплату труда ученых, инженеров и техников превышают 10 % от общих затрат на наем рабочей силы. В этих наукоемких, динамичных отраслях новые достижения опережают потребности потенциальных потребителей и нарушают установленные границы между традиционными секторами промышленности.

Для высокотехнологичных товаров характерны:

? короткие жизненные циклы;

? развитая практика копирования; творческий подход применению;

? размытая конкурентная среда, которая создает угрозы из различ­ных технологических сфер вследствие быстрого перелива знаний.

К отраслям high technologies (hi-tech) относятся: применение крем­ния, синтетических материалов, робототехника, информатика, биотех­нология, астронавтика.

Leading edge — это высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности (фармацевтическая промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, производство теле-, радиоап­паратуры и электронных компонентов, приборостроение, авиакосмиче­ское и общее машиностроение). Именно эти отрасли на международном уровне приняты в качестве критерия оценки концентрации националь­ного научно-технического потенциала на основных направлениях НТП.

2. Высокотехнологичные отрасли среднего уровня (medium high technologies)— производство наукоемкой продукции, под которой по­нимается продукция материального производства, где доля затрат на научно-исследовательские и научно-конструкторские работы (НИОКР) в добавленной стоимости выше, чем в целом по промышленности. К ним относятся химическая промышленность (без фармацевтической); производство машин и оборудования общеэкономического и отрасле­вого назначения, а также бытовой техники; электротехническая про­мышленность, автомобильная промышленность, железнодорожное машиностроение и производство мотоциклов и т. д.

3. Сектор высокотехнологичных услуг — телекоммуникации, финан­совая сфера и страхование, а также деловые услуги, под которыми пони­маются компьютерные услуги, маркетинговые исследования, консал­тинг, услуги по аренде машин и оборудованию и другие инженерные и технические услуги, а также сфера НИОКР как производитель добав­ленной стоимости.

4. Сектор отраслей повышенного спроса на новые знания и технологии, который включает образование (прежде всего высшее), здравоохране­ние, культуру и т.д.

Доля валовой добавленной стоимости отраслей высоких технологий высокого и среднего уровня в ВВП в конце 1990-х гг. была наиболее высока в Ирландии — свыше 16 %, Южной Корее — 12,6 %; в Германии и Японии она составляла 11,7 % и 10,7 % соответственно. Рыночные услуги с повышенным спросом на знания составляют в странах ОЭСР около 18 % ВВП, а вместе с нерыночными — образованием и здраво­охранением — примерно 29 %.

Таким образом, для продуктов высокотехнологичных отраслей вре­менной фактор при проникновении на рынок является ключевым. Как только технология создана, очень важно определить для нее максималь­но большее число сфер коммерческого приложения (в том числе прода­жа патентов и лицензий на изобретения) и применить ее как новую технологическую базу для максимального числа изделия, создав тем самым новый рынок. Высокотехнологичные продукты изменяют гра­ницы промышленных секторов, что может приводить как к объедине­нию нескольких рынков в новый базовый рынок (например, автомати­ки для офиса), так и к распаду рынка на узкоспециализированные сегменты (сфера туризма: введение индивидуальных туров, создание си­стем бронирования и обслуживания и т. д.).

В современных условиях международное положение отдельных стран и фирм определяется главным образом интенсивностью применения достижений науки и техники в хозяйственной практике. Принципи­альное значение имеют не только масштабы и темпы воплощения тех­нических идей в новые изделия, но и скорость и широта распростране­ния нововведений, которые измеряются показателями диффузии. Скорость и величина диффузии технологий со временем возрастает, особенно ярко это проявляется в высокоразвитых странах.

Таблица


Сейчас читают про: