Социал-дарвинистское направление

- провозгласившее в качестве определяющих факторов общественной жизни принципы естественного отбора и биологической эволюции и рассматривающее из как принципы социального отбора и социальной эволюции. Для социал-дарвинизма характерно применение дарвиновской теории борьбы за существование к рассмотрению социальной жизни, т.е. определение последней как арены непрерывной и повсеместной борьбы, столкновений, конфликтов между индивидами, социальными общностями (группами), людьми, целыми обществами. Наиболее яркими выразителями идей социал-дарвинизма стали Людвиг Гумплович, Густав Ратценхофер, Альбион Смолл, Ульям Самнер.

Гумплович (1838- 1909). Соц-я - наука занимающаяся изучением социальных групп и отношений между ними. Состояние отношений между группами - непрерывная и беспощадная борьба, которая является главным фактором их социальной жизни. В качестве основного социального закона объявляет «стремление каждой социальной группы подчинить себя каждую другую социальную группу, встречающуюся на ее пути, стремление к порабощению, господству». В основу концепции Гумпловича положен дарвиновский закон борьбы за существование. В основе межгрупповых конфликтов лежат стремления людей к удовлетворению материальных потребностей.Борьба – групповая, а интересы – индивидуальные.Индивид рассматривался как следствие, результат группового взаимодействия, влияния окружающей среды. Классификация социальных групп: 1. простые (примитивные человеческие сообщества с ярко выраженными антропологическими и этническими характеристиками (орды, племена, роды) и 2. сложные (отличались своей многомерностью и структурой, наличием целого ряда социальных характеристик и выполнением многочисленных функций (сословия, государства, классы). 3. господствующие и 4. подчиненных. Собственно говоря, стремление превратится из подчиненной в господствующую, т.е. борьба за власть, и является источником межгрупповой борьбы и конфликтов. Немало важную роль играет в жизни общества и индивида наличие определенных потребностей (естественные, экономические, политические и культурные). Основным регулятором деятельности по удовлетворения потребностей- экономическое положение индивида.

Учение о конфликтах. Доказывает неизбежность конфликтов, которая имеет глубоко исторический характер. В конфликтах выражается прежде всего само общественное неравенство групп, а внутри них – индивидов. В свою очередь само это неравенство определяется неравенством рас. Более сильная раса стремится подчинить слабую. Расы – это нации и народы, находящиеся в состоянии биосоциального неравенства. Отсюда «расовая борьба» - это борьба наций, государств, этнических общностей.

Альбиом Смолл (1854 -1926)основатель ЧШ. Конфликт, интерес и желание – движущая сила соц. поведения. Шесть классов интересов - 1 - касается пищи и сексуальных отношений, 2 – богатства и владение вещами, 3 – связей между людьми, 4 – знания и наука, 5 – наслаждения эстетическим, 6 – правоты. Каждый из классов (групп) интересов претендует на доминирование среди других, в результате возникает постоянный конфликт между ними, который проявляется в действиях людей. Конфликт - имеет место не столько между самими интересами, сколько между людьми, которые стремятся удовлетворить собственные интересы за счет других индивидов. Главное состоит в умении найти переход от социального конфликта к социальному согласию. Социальные связи, отношения, процессы, конфликты Смолл тесно связывал с психическими проявлениями личности.

Ульям Самнер (1840 - 1910) Обычаи - продукт четырех главных мотивов человеческих действий и поступков: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха. В основе этих мотивов лежат многообразные человеческие интересы. Нравы и обычаи - способ сознания и поведения, как образ жизни людей. Он уделил большое внимание анализу механизма возникновения обычаев и привычек. Способы деятельности людей, вырабатывающиеся ими для удовлетворения потребностей, постепенно превращаются в повседневные, рутинные, становятся привычками и обязательным элементом образа жизни. Объект соц-го изучения рассматривает соц. группу. Общество - совокупность, конгломерат конкурирующих, соревнующихся групп. Основные принципы социологии - социальный эволюционизм, естественный социальный отбор и борьбу за существование, которую социальные группы ведут между собой. Классификация групп: «мы-группа» - отношения характеризуются сплоченностью и солидарностью и «они-группа» - преобладает враждебность. Согласно Самнеру, «мы-группа» представляется человеку центром притяжения всех интересов и действий, что по существу выступает как принцип этноцентризма - отношение предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы.

Ратценхофер Г. В О такие же закономерности, как и в органической природе. Основные соц. явления и процессы – борьба за существование, расовую расчленённость общества, враждебные отношения м/у расами.

Основной социальной категорией выступает интерес, который движет поведением групп и индивидов. Конфликт м/у группами и людьми – конфликт интересов. Классификация интересов: Прокреативные – деят-сть по продолжению рода; физиологические – реализация в питании; индивидуальные – самоутверждение; социальные – родственные и групповые связи; трансцендентные – связь с религией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: