Ритцер: интеграция: макро и микросоц-и; интерг теорий струк и действий, теоретич синтез, мета-соця. Постмодернизм, Глобализм

80-90е г. возник целый ряд новых социологических теорий, которые не вышли на уровень парадигм, но оказались своеобразными, что позволило говорить о постнеоклассической соц-ии, на что возникло два мнения:

1-е – возникновение как стремление преодолеть кризис теоретической социологии, которая оказалась не в состоянии с помощью "классических теорий удовлетворительно объяснить возникшие изменения в мире и спрогнозировать новые социальные процессы.

2-е – теории как кризис в соц-ии, поскольку они оказались в такой же социальной роли, что и "классические" концепции XIX— 20 вв. Одно из основных "обвинений", которые предъявляются в этой связи, — проявившаяся неспособность вовремя предвидеть радикальные преобразования в мировом социальном пространстве, связанные с развалом СССР, мировой системы социализма и крахом коммунистических иллюзий.

Пути решения:

1. Обновление уже сложившихся в соц-ии парадигм – неострутурализм, неофункционализи, неэволюционизм неомарксизм. «НЕО» не означает радикальных перестроек в современном и социологическом сознании (новый).

2. Пересмотр позиций социологов с помощью концепций, начинавшися с приставки «ПОСТ» - пост маркизм, постпозитивизм, постструктурализм. (после, спустя) Считалось, что морфологические изменения являются легким вариантом теоретического переосмысления соц-ии.

3. Поиске различных возможностей интеграции и объединения парадигм и теорий, что нашло свое отражение в целом ряде движений в социологии.

4.Создание отдельных теорий, посвященных анализу нового видения роли и перспектив социологии и рассматривающих в качестве своего предмета какие-либо значительные социальные образования (теория структурации Э. Гидденса, теория социального поля (социального пространства) П. Бурдье, теория социальных изменений П. Штомпки и теория социальных систем Лумана).

Гидденс – теория стуктурации: действия необходимо рассматривать на основании знания подлинных внутренних побуждений самого действия, его структуры, которая являются внутренним фактором дающим индивиду определённые возможности. Д – непрерывный процесс мышления и поведения. Структура и действие не могут существовать отдельно. Воспроизводство социальных систем через совокупность соц. практик, взаимодействующих структур и действий. Так как соц. деят-сть является повторяющейся соц.агентами, то соц. практики становятся преемственными, что предполагает их рефлективность. Соц.агент уровни: мотивация, рационализация, рефлексивный мониторинг. Характеристика структуры – воспроизводство соц. практик во времени и пространстве. Дуальность структуры – взаимосвязь структуры и действия. Дуализм – параллельность, оппозиция. Дуальность – структура – агентность, т.е. структура реализует себя через соц. действия агентов, сами действия имеют социально-структурированный характер.

Структура может влиять на человеческое поведение благодаря знанию правил и умению использовать ресурсы. Правила – процедуры, которым должны следовать индивиды, ресурсы – средства с помощью которых исполнятся власть. Аллокативные - господство индивидов над материальными благами – средства производства, сырье, произведенные товары. Авторитарные – средства управления деятельность других –организация отношений, жизненные шансы.

Бурдье – социальное пространство: совокупность агентов наделенных различными и систематически взаимосвязанными свойствами, это связи и взаимодействия, которые устанавливаются между людьми. Разводит социальное и физическое пространство. Физическое – соц-ная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии. Социальное пространство конституируется ансамблем подпространств или полей. Поля – система объективных связей м/у различными позициями – государство, церковь, партия – экономически, политические, религиозные. Структура соц. пространства включается в себя три группы капиталла: экономический – имеющие экономическую приподу товары, деньги; культурный – имеющие культурную природу – образование, культура; социальный – принадлежность к той или иной соц. общности. Габитус (диспозиция - расположение) - система прочных приобретенных предрасположенностей, позволяет агенту ориентироваться в соц. пространстве и адекватно реагировать на происходящие события.

Штомпка: теоретич. модель: структура, деятели – агенты, деятельность, действия. Взаимодействия структур друг с другом по отношению к субъектам действий проявляют себя неожиданно. Три формы независимой динамики структуры, три главных принципа: Инерция – функционирование в том же режиме, Момент – за определённой стадией наступает следующая, Последовательность – следующие одна за другой фазы не могут быть пропущены. Таким образом, структуры в обществе могут проявить себя различным образом, но структуры не могут существовать без субъектов. Модель социального становления – включает природу и сознание, фактор времени. Природная среда – внутренние черты индивидов, биологическая конституция и генетический багаж. Соц.среда –сознание, верование, идеи (коллективное, индивидуальное, социальное). Исторический процесс как смена различных временных точек: О в далеком прошлом, в прошлом, сегодня, в настоящем, будущем, отдаленном будущем. Историческое развитие осущ-ся: структурных взаимодействий, способностей субъектов, очеловеченной природы, видоизменяющегося сознания.

Луман: Предубеждения относительно общества: общество состоит из людей или из отношений, суть общества – это региональные, территориальные ограниченные единства, противопоставление субъекта и объекта. Идеи: Общество должно быть образовано автологично – употребление в собственном значении и содержать само себя.

Известный американский исследователь, профессор социо-логии университета Мэрилэнд Джордж Ритцер считает, что 80— 90-е гг. определяются наличием четырех широких движений, характеризующих современную теоретическую социологию6

1. интеграция микро- и макросоциологии - интеграцию существующих парадигм (теорий конфликта, обмена, этнометодологии, символического интеракционизма, структурного функционализма и др.) на четырех уровнях анализа: макрообъективности, макросубъективности, микробъективности, микросубъективности.

2. интеграция теорий структуры и действия - характерного больше для США, развивалось, параллельно с ним, в Европе. Интерес к интеграции теорий социального действия и структуры был особенно характерен для британских социологов М. Арчер и ' Гидденса, польского социолога П. Штомпки, немецкого соци-П юга Ю. Хабермаса, французского — П. Бурдье. Первая попытка здесь принадлежала Гидденсу и была связана с его известной теорией структурации, в которой провозглашалась "дуальность" структуры и действия, что означало преодоление их параллельного анализа и стремление включить действие в структуру, а структуру в действие.

3. теоретический синтез - базируется на выявлении многочисленных попыток теоретического синтеза, но большинство из них не ведет к развитию общей социологической теории, которая охватила бы все концепции (например, стремление синтезировать структурный функционализм с символическим интеракционизмом). Многие попытки касаются синтеза идей старой, классической и неоклассической социологии (например, соединение идей Зиммеля и Парсонса). Все сколько-нибудь значимые и распространенные как в прошлом, так и в настоящем теории подвергаются| в различных комбинациях синтезу. Более того, теоретический синтез выходит за пределы социологии и начинает распространяться на другие дисциплины (например, на социологию с историей, биологией, экономикой и т. д.).

4. развитие мета-социологии - анализ в качестве предмета исследования самих теорий, сущ-х в социологии. Это теории модернизации, "общества риска", постмодернизма и др. Интерес к метатеоретической проблематике — это по существу интерес к систематическому изучению социологической теории, ее структуры (Э. Гоулднер,I Дж. Ритцер, Р. Фридрихс).

Постомодернизм – теоретическая инновация, которая характеризует будущее общество, либо пришедшее на смену современному, либо готовящееся к этой смене. Идет процесс складывания нового мирового сообщества и нового сознания. В основе этого общества – рыночная экономика, либерально-демократические институты, культура с оттенком коммерциализации. Необходимо новое сознание, отказ от прошлого. Признание разнообразия векторов развития различных обществ и культур, отказ от европоцентристской схемы, предписывающей некую общность для всех стран.

Глобализация - создание единой и взаимосвязанной системы в области: экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций, возрастающая роль факторов мирового значения, усиливающаяся роль опасности мирового терроризма, ядерной войны, религиозного фундаментализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: