Различные подходы к определению социального института науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы. Научные сообщества – коллективный субъект научного познания. Понятие научной школы. Социокультурная обусловленность субъекта научного познания. Этика научного сообщества. Методологические, гносеологическое, психологические аспекты научной деятельности. Допустимые и недопустимые приемы научной полемики.
Субъект научного познания. Исторические изменения представлений о субъекте научного познания. Фр. Бэкон о типах ученых. Новое время: представления о познающем субъекте как «чистом разуме», владеющем универсальным методом познания.
Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научного знания (от рукописных изданий до современного компьютера). Компьютеризация науки и ее социальные последствия. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.
|
|
Тема 8. Наука как непосредственная производительная сила общества
Наука, техника и управление. Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации. Техника как объект философско-методологического исследования. Исторические этапы развития техники. Инженерная, гуманитарная и гуманистическая традиции развития философии техники.
Понятие научно-технического прогресса. Проблемы и противоречия современного научно-технического прогресса. Технооптимизм, технопессимизм, технонейтрализм и техноалармизм как модели научно-технического развития общества. Идея гуманно ориентированного научно-технического прогресса и проблема ее реализации.
Технические знания, технические науки, технологии: их роль и значение в современном мире. Технократизм как антипод культуры.