double arrow

Тема 10. Научные традиции и научные революции. Гносеологическая проблематика современной науки

Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблема типологии научных революций. Внутридисциплинарные проблемы научных революций. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Глобальные революции и типы научной рациональности. Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Гносеологическая проблематика в системе современного научного мировоззрения. Современная гносеологическая ситуация в науке.

Природа, структура и функции идеала научности. Сложная социокогнитивная природа идеала научности. Иерархическая структура идеала научности. Демаркационная функции идеала научности. Классический идеал научности и его кризис. Основные формы выражения идеала научности: математический, физический и социально-гуманитарный. Формирование нового идеала научности через критику классического: антифундаментализация, плюрализация, экстернализация трактовки научного знания. Новые эталоны научности. Мистическая традиция в познании. Специфика эзотерического знания, его субъект и объект. Особенности мистического когнитивного переживания. Мистическое знание и магическая практика.

Творчество как единство рационального и иррационального. Философско-методологическая принципы анализа инновационно-креативных процессов. Структурно-личностные детерминанты научного творчества. Развитие науки как системы бинарных оппозиций.

Современные подходы к проблеме истины. Ценностные измерения истины. Истина и правда. Истина и заблуждение, дезинформация, ложь, недостоверные знания.

Тема 11. Общая характеристика аксиологических проблем

Современной науки

Ценность, оценка и научное познание. Социокультурные ориентации научных сообществ. Проблема аксиологической суверенности научных исследований. Многообразие и противоречивость ценностных ориентаций в науке (естественные и гуманитарные науки, фундаментальные и прикладные).

Ценностные ориентации ученого. Этика и ответственность ученого. Этические нормы научного исследования. Соотношение понятия «истина» с понятиями «смысл жизни», «справедливость», «добро», «красота».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: