double arrow

II. Три подхода к определению совокупного предложения (AS). Факторы, влияющие на совокупное предложение

Совокупное предложение (AS) – это объемы товаров и услуг, производимых в экономике за определенный период и предлагаемых фирмами на рынках домохозяйствам, государству и другим фирмам при возможном уровне цен.

Кривая совокупного предложения показывает уровень производства реального валового продукта при возможном уровне цен в экономике. Определенный объем валового выпуска продукции, который фирмы готовы предложить при данном уровне цен, называют величиной совокупного предложения. Основной фактор, влияющий на величину совокупного предложения, – это уровень цен. Как отмечают К.Р. Макконнелла и С.Л. Брю, повышение уровня цен становится для фирм дополнительным стимулом увеличивать объемы производства и поставлять больше продукции на рынок, и, наоборот[2]. Соответственно, на первый взгляд, между уровнем цен в экономике и объемами производства реального валового продукта существует прямая и положительная зависимость. Однако, долгое время в экономической науке были разногласия по поводу соотношения между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Другими словами, не было единства мнений относительно формы кривой совокупного предложения. Основная причина разногласий – различие во взглядах на гибкость всех цен, в том числе заработной платы и процентной ставки. Гибкость цен – это скорость адаптации всех цен на всех рынках (рынке товаров и услуг, рынке труда, рынке капитала) к изменению спроса и предложения на каждом из них. В зависимости от суждения о степени гибкости цен можно выделить несколько подходов к анализу макроэкономических процессов и определению формы кривой совокупного предложения.

Классический подход.

Классическая школа господствовала в экономической науке до начала XX в. Основы классической модели, описывающей макроэкономические процессы, были заложены в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, А. Маршалла и других экономистов.

Основные идеи классического подхода:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: