Формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты могут осуществляться в разных формах в зависимости от вида расчетных документов, времени и способа платежа.

В переходных условиях к рыночной экономике наиболее распространенной формой расчетов стал перевод, который подразделяется на кредитовый и дебетовый. Инициатива кредитового перевода принадлежит плательщику (дебитору), дающему распоряжение кредитовать счет получателя (кредитора). Дебетовый перевод – платеж, инициатива которого принадлежит кредитору (получателю платежа)

В качестве платежного инструмента могут использоваться платежное поручение, платежное требование.

Расчеты платежными поручениями

Платежное поручение – поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет контрагента-получателя средств.

Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются исключительно платежными поручениями. В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:

а) за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг плательщиком;

б) для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых предусмотрена предварительная оплата);

в) для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;

г) при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;

д) по арендной плате за помещения;

е) платежи транспортным, коммунальным, бытовым предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.

В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются для:

а) платежей в бюджет;

б) погашения банковских ссуд и процентов по ссудам;

в) перечисления средств органам государственного и социального страхования;

г) взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, ООО и т. п.;

д) приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских векселей;

е) уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.

Механизм расчетов платежными поручениями выглядит так:

1. Плательщик выписывает комплект платежных поручений (обычно 2 экземпляра) на оплату продукции поставщику и передает своему банку.

2. Банк плательщика, проверив правильность оформления платежных поручений, списывает денежные средства со счета плательщика и зачисляет на расчетный счет поставщика, если он имеет счет в этом же банке, или через РКЦ ЦБ РФ, который оформляет кредитовое авизо и пересылает оплаченные документы в банк поставщика.

3. Банк поставщика, получив оплаченные платежные поручения, зачисляет денежные средства на счет поставщика.

Расчеты платежными требованиями

Платежное требование выписывается кредитором (поставщиком) и представляет собой его требование к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Возможен прием требований на инкассо (в банке поставщика). Инкассо - это банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования в банк плательщика. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение.

Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта: положительный или отрицательный, предварительный или последующий, полный или частичный.

Положительный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

Отрицательный акцепт - форма акцепта, при которой плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней.

Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка. При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от акцепта в течение 3 рабочих дней.

В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой отказа от акцепта.

Расчеты чеками

Чек – ценная бумага, выполненная владельцем счета в банке (чекодателем) на бланке установленной формы, содержащая поручение произвести платеж по ее предъявлении указанной суммы третьему лицу (чекодержателю) или лицу, давшему поручение.

Различают денежные чеки и расчетные чеки.

Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы, закупки сельхозпродуктов и т.д.

Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.

Чек действителен в течение 10 календарных дней, не считая дня его выписки.

В настоящее время в расчетах за товары и услуги клиенты могут использовать чеки из лимитированных чековых книжек, которые положительно зарекомендовали себя многолетней практикой. Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.

Вексельная форма расчетов

Вексель – ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) уплатить в установленный срок указанную в векселе сумму векселедержателю (владельцу векселя) либо по его приказу любому другому лицу.

Таким образом, основными участниками вексельных правоотношений являются векселедатель, плательщик, векселедержатель. В зависимости от того, кто выступает в качестве плательщика по векселю – сам векселедатель или третье лицо, - различают две разновидности векселей: простой и переводной.

Простой вексель выписывается должником и представляет собой безусловное обязательство должника (векселедателя) выплатить указанную в векселе сумму в определенный срок кредитору (векселедержателю) либо по его приказу любому другому лицу.

Переводной вексель выписывается также должником и передается кредитору, но платить по нему будет третье лицо. Т.е. переводной вексель документирует факт перевода долга. Переводной вексель иначе называется траттой, а векселедатель соответственно именуется трассантом, плательщик – трассат, указанное в векселе третье лицо, которому должна быть выплачена вексельная сумма, именуется ремитентом. Плательщик по переводному векселю (трассат) должен быть согласен с переводом долга и акцептовать выписанный вексель, т.е. дать согласие на платеж по этому векселю, поэтому часто плательщика именуют акцептантом. Без подписи акцептанта переводной вексель является недействительным.

С целью повышения надежности векселя в обращении в векселе предусматривается вексельное поручительство за векселедателя или плательщика по веселю – аваль, причем вексельные обязательства могут быть гарантированы как полностью, так и в части вексельной суммы. Авалист (лицо, совершившее аваль) отвечает за оплату векселя перед любым законным векселедержателем. Аваль обычно оформляется на лицевой стороне векселя проставлением надписи "считать за аваль", подписи и печати авалиста с указанием того лица, за которого дан аваль, но может быть оформлен и на отдельном листе в виде гарантийного письма.

В процессе обращения вексель передается от одного держателя другому посредством совершения передаточной надписи – индоссамента. Количество индоссаментов не ограничивается. Индоссамент должен быть совершен только на самом векселе либо на добавочном листе – аллонже, который должен неотрывно прикрепляться к векселю. Лицо, передающее вексель по индоссаменту, именуется индоссантом, а лицо его принимающее – индоссатом. Индоссамент выражается словами "платите приказу" или "вместо меня платите" и означает переход права получения платежа по векселю индоссату. Индоссамент не может быть частичным, т.е. нельзя передать по индоссаменту только часть суммы. Также должна соблюдаться непрерывность цепочки индоссаментов. Векселедатель или индоссант могут запретить очередному держателю передавать вексель следующему держателю по индоссаменту, включив оговорку "не приказу". Существуют несколько видов индоссаментов: именной, бланковый и препоручительный. Именной индоссамент содержит наименование и реквизиты индоссата, т.е. указывает, кому переходит право получения платежа. Бланковый индоссамент оформляется только подписью индоссанта, а наименование и реквизиты индоссанта остаются незаполненными.

Среди индоссаментов, не удостоверяющих переход прав по векселю, – это препоручительные индоссаменты – существуют две разновидности:

· инкассовый индоссамент – оформляется, если векселедержатель поручает банку инкассировать вексель, т.е. получить по нему платеж. При этом делается надпись "валюта на инкассо, к получению" или "как доверенному"

· залоговый индоссамент – оформляется, если вексель служит обеспечением по ссуде в банке. При этом делается надпись "валюта в залог"

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив представляет собой условное денежное обязатель­ство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его поставщика, в силу которого банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) будет производить платежи поставщику сам или предо­ставляет полномочия другому банку (исполняющему банку) про­изводить такие платежи на условиях, предусмотренных в аккре­дитивном заявлении покупателя против представленных постав­щиком соответствующих документов.

Аккредитивная форма расчетов обычно используется в иногороднем платежном обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка.

Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные).

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк).

Депонирование средств в банке поставщика может быть произведено и за счет ссуды, полученной плательщиком в банке-эмитенте.

Непокрытый - это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. В этом случае плательщик обращается в свой банк с ходатайством выставить для него гарантированный аккредитив. Указанное ходатайство банк-эмитент удовлетворяет, как правило, в отношении платежеспособных, первоклассных клиентов и при условии установления между ними и банком, исполняющим аккредитив, корреспондентских отношений. При открытии гарантированного аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика - получателя средств со своего корреспондентского счета.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что аккредитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива в том, что он может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом (по указанию покупателя) без предварительного согласования с поставщиком. Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Использование аккредитивной формы расчетов предусматривается в договоре между плательщиком и поставщиком, где в частности, оговариваются конкретные условия расчетов по аккредитиву, срок его действия, вид аккредитива и способ его исполнения, наименование банков плательщика и поставщика, перечень документов, против которых производится оплата, и др. Для открытия аккредитива плательщик представляет в свой банк заявление на стандартизированном бланке, где обязан указать: номер договора, в соответствии с которым открывается аккредитив; срок действия аккредитива (число и месяц закрытия аккредитива); наименование плательщика и номер его счета; наименование и номер банка плательщика; наименование поставщика и номер его счета; наименование и номер банка поставщика; полное наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления; порядок оплаты товарно-транспортных документов поставщика (с акцептом уполномоченного покупателя или без акцепта); вид аккредитива; сумма аккредитива и другие необходимые данные.

Для получения средств по аккредитиву поставщик после отгрузки товаров представляет в свой банк товарно-транспортные документы и реестр счетов фактур на отгруженную продукцию, на основании которых исполняющий банк проверяет выполнение поставщиком условий аккредитива, правильность оформления документов и только после этого производит выплаты по аккредитиву.

Помимо перечисленных форм безналичных расчетов в настоящее время широко используются расчеты путем переуступки права требования дебиторской задолженности (цессия), зачет взаимных требований и обязательств (взаимозачет), а также между постоянными контрагентами применяются расчеты плановыми платежами.

Контрольные вопросы:

Что определяет первичный характер безналичной эмиссии над наличной?

Какова роль РКЦ ЦБ РФ в эмиссии наличных денег?

Какие вы можете назвать преимущества безналичного денежного обращения?

В чем вы видите преимущества и недостатки налично-денежного обращения? В каких случаях наиболее приемлемым является наличное обращение и в каких - безналичный денежный оборот?

Какие формы безналичных расчетов можно отнести к гарантированным платежам?

Изобразите схему документооборота при расчетах с помощью аккредитивов.

В чем преимущества и недостатки расчетов с помощью аккредитива?

Изобразите схему документооборота при расчетах платежным поручением.

Верно ли, что расчеты платежными поручениями выгодны для поставщика?

Что обеспечивает бесперебойность расчетов в рамках национальной экономики?

Тестовые задания:

1) Счет коммерческого банка, открытый в банке-корреспонденте, учитываемый в пассиве баланса последнего, называется:

а) счетом "Ностро";

б) счетом "Востро";

в) счетом "Лоро";

г) клиринговым счетом.

2) Требование поставщика (получателя) к плательщику оплатить указанную сумму представляет собой:

а) инкассовое поручение;

б) платежное требование;

в) платежное поручение;

г) вексель.

3) Письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет, указанного плательщиком лица представляет собой:

а) инкассовое поручение;

б) платежное требование;

в) платежное поручение;

г) вексель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: