Культура и ее виды: национальная, профессиональная и организационная

ЛЕКЦИЯ 2

ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ ЭКИПАЖЕ

План

1. Культура и ее виды: национальная, профессиональная и организационная.

2. Ментальное поле культуры.

2.1. Особенности формирования этнических культур;

2.2. Этнокультурные стереотипы.

3. Модель Г. Ховстеда.

3.1. «Индивидуализм - коллективизм»;

3.2. Дистанция власти;

3.3. «Бегство от неопределенности»;

3.4. «Мужественность - женственность»

«Культура имеет достаточно глубокие корни. Ее нельзя ощутить на ощупь, но она реальная ценность, и ее восприятие, социальные предписания, исходные положения - все это выкристаллизовывается в человеческом сознании» Ли Куан Ю
 

Культура и ее виды: национальная, профессиональная и организационная

В своей профессиональной деятельности украинский моряк сотрудничает со специалистами других государств: Польши, Германии, Голландии, Филиппин и т.д. Каждая страна имеет свои обычаи, традиции, особенности национальной, профессиональной и организационной культур. Эти особенности оказывают непосредственное влияние на формирование формальных и неформальных отношений в экипаже. Формируется актуальная проблема: знание и понимание культурных различий и их значения в многонациональных экипажах.

Сегодня существует около пятисот определений культуры. Остановимся на следующем, наиболее адекватно отвечает требованиям нашей дисциплины:

Культура - это сфера духовной, коммуникативной и ценностной организации общества, которая влияет на мышление и поведение каждого отдельного индивида и нации в целом.

Виды культуры зависят от субъекта-носителя, что обуславливает существование значительного количества видов культуры: культура личности, нации, профессиональная и т.д. Выберем наиболее важные виды, которые имеют непосредственное значение для формирования профессиональных отношений в многонациональном экипаже.

Профессиональная культура. Современная техногенная культура требует от человека, работающего с техникой, определенных качеств и навыков, которые смогут поддерживать нормальное функционирование технических средств и тем самым обеспечивать бесперебойную жизнедеятельность современного общества. Такая черта как «профессионализм» является суммарной характеристикой современного человека.

Современный производственный процесс обладает целым рядом особенностей, которые абсолютно недоступны для постороннего человека, может проанализировать только специалист. Отрасль морского транспорта - одна из таких отраслей, где необходимы высококвалифицированные профессионалы. Можно выделить ряд черт, которые характеризуют своеобразие указанной области:

1.Работу на судне может выполнять только специалист;

1.Недопустимость неправильных решений - повторить заново ситуацию не возможно (из-за неправильно проложен курс судно попадет на мель; через профессиональную ошибку механика может отказать двигатель и т.д.);

2.Невозможность действовать с помощью проб и ошибок, ведь от этого зависит жизнь членов экипажа, компания понесет масштабные убытки и т.д.

Следовательно, стабильность работы судна может поддерживаться только профессионалом, который владеет знаниями и умениями в этой сфере.

Таким образом, профессиональная культура имеет следующие составляющие:

1.Знание технологического процесса;

2.Профессиональное владение необходимыми операциями;

3.Умение поддерживать стабильную работу всей системы;

4.Профессиональная компетентность;

5.Практическая адаптация работника в его профессиональной деятельности;

6.Дисциплінованість;

7.Психическая устойчивость: умение принимать адекватное решение в кризисных ситуациях.

Профессионализм является важным условием профессиональной культуры, но замкнутость исключительно на предмете своей профессиональной деятельности является нежелательной. Это может негативно отразиться на психическом здоровье и на круге проблем, с которыми сталкивается специалист. Такая концентрация внимания на одном аспекте производственной активности порождает иллюзию абсолюта данной профессиональной деятельности, в то время как безусловным приоритетом должна обладать сама реальность, которой служит профессия.

Организационная культура - это набор важнейших принципов формирования отношений и профессиональной взаимодействия, которые воспринимаются членами экипажа и реализовываются в заявленных требованиях, которые определяют ориентиры поведения и действий.

В рамках теории менеджмента, организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать всех членов экипажа на общие цели; мобилизовать инициативу; улучшать процесс коммуникации и т.д. Кроме того, организационная культура задает пределы, в которых возможно взвешенное принятие решений на любом иерархическом уровне, возможности использования ресурсов экипажа в целом, ответственность, направления развития, а также обеспечивает гармонизацию коллективных и индивидуальных интересов членов экипажа. В рамках организационной культуры каждый член экипажа должен осознавать свою роль в общей системе управления и то, что от него ожидают. Таким образом, результаты работы любого экипажа тесно связанные с его организационной культурой, которая должна привести к получению положительных последствий, к достижению высоких результатов, спасти от экстремальных ситуаций или во время аварий. Еще одним из важных аспектов организационной культуры является то, что она обуславливает более быструю и эффективную адаптацию новых членов экипажа.

Среди попыток определить структуру организационной культуры наиболее удачной, с точки зрения нашей проблематики, является предложение Ф. Харриса и Р. Морана [37]. Они выделяют 10 самых важных составляющих организационной культуры:

- осознание себя и своего места в экипаже;

- коммуникативная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации, открытости коммуникации, и т.д.);

- внешний вид, одежда и представление себя на работе (спецодежда, опрятность и т.п.);

- привычки и традиции относительно пищи (организация питания членов экипажа, периодичность и продолжительность питания; питаются члены экипажа разных уровней вместе или отдельно и т.п.);

- осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени; соблюдение временного распорядка и поощрение за это; монохроническое или полихроническое использование времени);

- взаимоотношения между людьми (по возрасту и подчиненностью, статусом и властью, по степени мудрости и интеллекта, опыта и знания, рангу и протоколу, религии и гражданству и т.п.; степень формализации отношений, получения поддержки, пути разрешения конфликтов);

- ценности (набор морально-этических ориентиров) и нормы (как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения);

- вера, отношение или причастность к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этическое поведение, в справедливость; отношение к коллегам, влияние религии и морали);

- процесс развития работника и обучение (бездумное или осознанное выполнение работы; возложение на интеллект или силу; процедуры информирования работников; признание или отказ от логики в рассуждениях и действиях; абстракция и концептуализация в мышлении или заучивание; подходы к объяснению причин);

- трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе; разделение и замещение работы; чистота рабочего места; качество работы; привычки по работе; оценка работы и вознаграждение; отношения человек-машина"; индивидуальная или групповая работа; продвижение по работе).

Учет этих составляющих создает максимальные условия для формирования четкой организационной культуры многонационального экипажа. Итак, профессиональная и организационная культуры являются основными показателями организации трудовой деятельности судового экипажа, но важное значение в этом процессе имеют и национальные культурные различия. Они детерминируют особенности реакций, отношение к своим обязанностям, межличностные отношения и т.д.

1. Ментальное поле культуры

Ментальное поле - это тот дух культуры, под влиянием которого в обществе отрабатывается характерная для определенной культуры, совокупность представлений, переживаний, жизненных установок людей, определяет их определенное видение мира. Эту совокупность называют менталитетом или ментальностью. Ментальность - это проекция общего мира культуры на психику человека. Именно разные ментальные установки создают определенные проблемы в восприятии и общении в середине многонационального экипажа. Выделяются такие особенности менталитета:

1. Менталитет отражает специфические особенности соответствующего типа культуры, особый стиль мыслей, которые формируются в той или иной культуре.

2. Менталитет - это исторически обусловленный феномен. Социальные преобразования и эволюции культуры приводят к изменению менталитета, но трансформация его происходит только в следствие значительных культурных изменений.

3. Менталитет входит в структуру индивидуальной психики человека в процессе ее приобщения к данной культуре. В течение жизни ментальность может модифицироваться, но происходит это только при условии воздействия на индивида любой новой для него культурной формы, и, как правило, это связано с глубинными психологическими сдвигами.

4. В менталитете общественное и индивидуальное сливаются и становятся не разъемными. Он представляет собой общественное явление (которое выступает как независимая от отдельных людей социокультурная реальность), и явление личностное (которое характеризует психику отдельного человека). Менталитет народа является одновременно и ментальностью его отдельных представителей.

5. Менталитет укореняется в подсознательных глубинах человеческой психики, и его носители могут осознать его содержание лишь ценой специальных усилий. Ментальные установки обычно являются стабильными и трудно переменными.

Ментальность каждой отдельной личности определяется:

во-первых, типом общества, в котором она живет, то есть особенностями социально-культурного мира, к которому принадлежит данное общество;

во-вторых, особенностями национальной культуры;

в-третьих, особенностями культур или культурных форм, которые обусловливают менталитет отдельных социальных групп в обществе.

Содержание менталитета состоит из ментальных комплексов - мысленных образов, которые формируются наложением «категориальной сетки» на конкретные явления действительности и определяют их восприятие. Таким образом, отношения людей с разными типами менталитета осложняются отсутствием понимания той или иной трактовки проблемы, возникающей в ходе их профессионального общения и личностного взаимодействия.

Следовательно, каждый из членов экипажа должен четко осознавать тот факт, что его ментальные установки могут кардинально отличаться от установок выходцев из других государств, а поэтому надо вырабатывать толерантное (терпимое) отношение к национальных и ментальных особенностей других, а также учитывать их в процессе совместной трудовой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: