Мужество - это и культурный признак, который обусловливает следующие ценности в обществе: настойчивость, добывание денег, приобретение вещей и не предоставления значения заботе о людях. Женственность - доминирование доброжелательных взаимоотношений между людьми, взаимопомощь, забота о других и всеобщее качество жизни.
Таблица 2.4
«Мужественность - женственность»
Параметры культуры | Мужество | Женственность |
Роль мужчины и женщины | Мужчина должен зарабатывать, а женщина - воспитывать детей | Приемлемым является вариант наоборот |
Доминирование | Мужчина должен доминировать в любой ситуации | Это не имеет значения при получении властных позиций |
Главная ценность | Успех | Качество жизни |
Жизнь и работа | Жить для работы | Работа для жизни |
Попытки | Быть лучшим | Ориентация на равенство |
Отношение к свободе | Независимость | Солидарность |
Принятие решений | Логика | Интуиция |
Итог: Индивидуализм доминирует в развитых западных странах, а коллективизм - в менее развитых восточных странах.
|
|
Самый высокий индекс дистанции власти: латинские, азиатские и африканские страны;
Самый низкий: немецкие.
Показатель «бегства от неопределенности» самый высокий в латинских странах, Японии, немецкоязычных странах, а самый низкий - в англоязычных и скандинавских странах и Китае.
Наиболее высокий показатель «мужественности» - в Японии, Германии, Австрии и Швейцарии; умеренно высокий показатель - англоговорящие страны; наиболее низкий - в скандинавских странах и Голландии: умеренно низкий - в некоторых латинских и азиатских странах, а также во Франции и Испании.
По показателям «дистанция власти» и «индивидуализм - коллективизм» определено:
1.Низкая дистанция власти / индивидуализм - это Канада, США, Великобритания, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Дания, Австралия.
1.Высокая дистанция власти / индивидуализм - это Испания, Бельгия, Франция, Италия.
1.Высокая дистанция власти / коллективизм - это Пакистан, Турция, Тайвань, Колумбия, Венесуэла, Португалия, Мексика, Греция, Югославия, Индия, Япония, Россия, Филиппины.
Основные правила поведения в многонациональных экипажах:
1.Понимание.
2.Уважение.
3.Знание культурных особенностей других членов экипажа.
4.Сдержанность.
5. Диаграмма(см. в почте)
Недоверие к культурным стереотипам.
Учет всех указанных аспектов создаст возможности для эффективного управления человеческими ресурсами в многонациональных экипажах. Исчезнет ряд проблем, особенно: коммуникативные недоразумения, психологический дискомфорт и стресс, религиозные противостояния, напряженные межличностные отношения и т. д, что в свою очередь обезопасит от определенных кризисных, экстремальных и даже аварийных ситуаций на судне.
|
|
Вопросы для самопроверки:
1.Определите особенности профессиональной и организационной культуры.
1.Определите основные причины формирования этнических культур.
1.Проанализируйте особенности культур с доминированием черт «индивидуализма» и «коллективизма»
1.Определите роль индекса дистанции власти в культуре.
1.Дайте характеристику определению «бегство от неопределенности» в культуре.
1.Определите общие принципы культур с доминирующими признаками «мужественность» и «женственность».
Самостоятельная работа:
Проработать материал (по собственному выбору) и заполнить таблицы, которые зафиксируют основные результаты самостоятельной работы. Каждый из курсантов должен составить список литературы и источников, использованных при выполнении самостоятельной работы.
Таблица 2.5
«Индивидуализм - коллективизм»
Представители | Индивидуализм | Коллективизм |
Голландия | ||
Италия | ||
Германия | ||
Польша | ||
Россия | ||
Турция | ||
Филиппины | ||
Общие выводы |
Таблица 2.6