При перевозках железнодорожным транспортом коммерческий акт составляется для удостоверения материальной ответственности железной дороги (перевозчика) (во всех остальных случаях, где нет материальной ответственности? составляется акт общей формы).
Коммерческий акт составляется в следующих случаях:
- несоответствие наименования, массы, числа мест данным, указанным в накладной;
- обнаружение груза без документов и документов без груза;
- повреждение (порча) груза;
- возвращение перевозчику похищенного груза;
- при непередаче перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза (составляется только по требованию грузополучателя).
Коммерческий акт составляется:
1) При выгрузке грузов на местах общего пользования – в день выгрузки, а в необходимых случаях – в день выдачи грузов грузополучателю;
2) При выгрузке на местах необщего пользования – в день выгрузки груза, при этом проверка производится в процессе выгрузки или сразу после выгрузки;
|
|
3) В пути следования груза – в день обнаружения обстоятельств, по которым оформляется коммерческий акт.
Если невозможно составить коммерческий акт в день обнаружения, то он составляется в течение следующих суток.
При перевозке СПГ к 1-му экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата или удостоверения качества, а при перевозке животных – копия ветеринарного свидетельства. При перевозке подкарантинных грузов – копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах подкарантинных организмов.
Составляется коммерческий акт в трех экземплярах перевозчиком, помарки, подчистки не допускаются. Форма бланка – ГУ-22, бланки подлежат строгой отчетности.
Экземпляры распределяются таким образом (при составлении на станции назначения):
- первый – выдается грузополучателю по его требованию;
- второй – используется для разведывания обстоятельств перевозчиком;
- третий – остается на хранении в делах перевозчика.
При составлении коммерческого акта на попутной станции:
- первый – используется для разведывания обстоятельств перевозчиком;
- второй – прилагается к документам и следует на станцию назначения;
- третий – остается на хранении в делах перевозчика.
В накладной, в графе «Отметки перевозчика» указывается № коммерческого акта, дата составления, причины составления.
При заполнении акта основная (первоначальная) информация берется из документов на перевозку грузов: наименование груза, число мест, масса, станции назначения и отправления, № вагона и т.д. В коммерческом акте есть раздел «Д», в котором указываются все обстоятельства составления коммерческого акта. При описании повреждений в разделе «Д» запрещается делать предположения и выводы о причинах повреждений. Необходимо точно указать в этом разделе следующее:
|
|
- соответствует ли крепление грузов в вагоне ТУ;
- соответствует ли тара ГОСТу на данную продукцию (новая или бывшая в употреблении);
- способ погрузки грузов в вагоне;
- наименование груза, число мест и масса по документам и то, что оказалось в действительности;
- при описании повреждений необходимо указать, где располагались повреждения;
- имеется ли съемное воинское оборудование, гвозди и др.;
- если разорван мешок, необходимо сантиметром померить длину разрыва или разрез, взвесить остатки груза в мешке, а затем подмести россыпь и ее взвесить;
- при подмочке грузов определяют размер подмоченного мест, где оно находится, старое или новое, открыты ли люки в вагоне, есть ли щели;
- при перевозке СПГ указать температуру груза при перевозке, для плодоовощей - дату сбора, упаковки, температуру при выдаче;
При выдаче СПГ по коммерческому акту присутствует грузополучатель, а таже эксперт из бюро товарных экспертиз. Эксперта может вызвать как станция так и грузополучатель; он обязан явиться на станцию в течение 24 часов с момента вызова.