Средства массовой информации и пропаганды Социальные проблемы идеологической деятельности

Исходным, основополагающим научным понятием для изучения идеологической деятельности является идеологический процесс. Идеологический процесс представляет собой единство разработки марксистско-ленинской теории, ее распространения п усвоения людьми. Он складывается из следующих компонентов: идеологиче­ское отражение действительности п социальных теориях, постоянно развивающихся на основе анализа и обобщения явлении и процессов общественной жизни с классовых позиций; деятельность социальных институтов (партии, государства, общественных организации) п от­дельных лиц по распространению идей, теорий, воззрении через различные каналы, с помощью различных средств и методов; идео­логическое отражение (общественное сознание) и своеобразное со-циально-пснхологическое восприятие (общественная психология) общественных отношений, фактов и явлений действительности клас­сами и социальными группами на основе социального опыта и уров­ня их развития; восприятие, усвоение идеологических знаний, рас­пространяемых в обществе через различные каналы п средства ии- формацни, пропаганды и агитации.

Таким образом, идеологический процесс можно рассматривать как: а) систему отношений через взаимодействие людей и идее, юги-ческих организаций; б) взаимодействие указанных видов дея1г,ч,-ности. Два вида деятельности относятся к субъекту (разработка и распространение теории) и два — к объекту (отражение действи­тельности и восприятие социальной теории).

Для теории коммунистического воспитания н идеологической деятельности основополагающими моментами являются следующие:

потребность и идеологической деятельности: а) в дальнейшем

«8

развитии марксистско-ленинской теории; б) в распространении со­циальной теории и социальной политики КПСС; в) в овладении марксизмом-ленинизмом;

деятельность, связанная с реализацией перечисленных потребно­стей (деятельность идеологических институтов и познавательная деятельность классов, общественных групп и личности);

система общественных отношений, складывающихся на основе различных видов деятельности и социально обусловленных потреб­ностей (экономических, политических, нравственных, правовых, эс­тетических, религиозных, бытовых, семейных и т. д.); для анализа системы общественных отношений определяющее значение имеет методологическое положение марксизма-ленинизма о взаимодейст­вии базиса и надстройки, материальных (экономических) и идеоло­гических отношений;

общение, складывающееся в процессе совместной деятельности людей в рамках системы общественных отношений;

взаимодействие, возникающее в процессе реализации потребно­стей, любого вида деятельности, системы общественных отношений и общения.

В процессе идеологической деятельности решаются следующие задачи: теоретическая — дальнейшая разработка марксистско-ленин* ской теории па основе обобщения опыта социальной практики, ана­лиза социальной действительности; образовательная — вооружение советских людей знаниями марксистско-ленинской теории и инфор­мирование населения по различным вопросам общественной жизни; воспитательная — формирование у всех советских людей марксист­ско-ленинского мировоззрения, коммунистической нравственности, идейной убежденности и политической сознательности; организатор­ская — сплочение и мобилизация советских людей на решение экономических и социальных задач идеологическими средствами и методами.

В теории идеологической деятельности к основным направлениям воспитания относятся: воспитание советских людей в духе марксиз­ма-ленинизма, формирование у них диалектико-материалистическо-го мировоззрения и коммунистических убеждений; политическое воспитание, целью которого является понимание людьми политики партии и государства и восприятие ее как своей собственной; нрав­ственное воспитание, ставящее своей задачей развитие у советских людей высоких гражданских качеств; правовое воспитание, ориенти­рованное на усвоение советскими людьми основных положений Кон­ституции СССР, развитие правосознания, понимание единства прав и обязанностей, действий в соответствии с положениями советского за­конодательства; эстетическое воспитание, направленное на развитие эстетических чувств и вкусов, художественно-эстетических потреб­ностей, эстетической культуры советского человека; атеистическое воспитание, непосредственно связанное с формированием диалекти-Ко-материалистического мировоззрения советских людей и преодоле­нием религиозного сознания верующих методами убеждения; физи­ческое воспитание — одно из направлений в деятельности дошколь-

ных учреждений, школ и специально созданных государственных институтов.

Трудовое, патриотическое и интернациональное воспитание не­редко выделяется в самостоятельное направление коммунистическо­го воспитания. Единство обучения и воспитания — важнейший принцип в обеспечении взаимодействия основных направлений идей­но-воспитательной работы.

Эффективность идеологической" деятельности определяется двумя путями: 1) сравнением результатов деятельности с поставленными, целями, что позволяет определить степень выполнения плана идео­логической работы на установленный срок, и 2) сравнением уровней; сознания объекта воспитания за определенный период, изменений, в сознании и психологии групп, коллективов. В первом случае речь идет о количественных характеристиках выполнения плана наме­ченных мероприятий, во втором —о качественных изменениях в со­знании и поведении трудящихся.

Об эффективности идеологической деятельности принято'судить по фактам поведения и сознания. Социальное поведение выражается в производственной, общественно-политической деятельности, нрав­ственных поступках. Уровень сознания находит выражение в соци­альных чувствах, настроениях, которые отражают психологическое-состояние личности, группы, коллектива (чувства удовлетворен­ности — неудовлетворенности, настроения пессимизма — оптимизма. и т. д.).

Другая группа факторов, в которых проявляется уровень созна-йия,— это потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, установки, убеждения. Все мероприятия идеологического, воспита­тельного характера проходят сферу чувств и разума, затрагивая или не затрагивая их, и через мотивы и установки проявляются в фак­тах социального поведения.

Качественная оценка идеологической деятельности на уровне группы или коллектива является объективной в том случае, если путем социологических и социально-психологических исследований. будут выявлены изменения в сознании и установках социального поведения и определено влияние идеологических мероприятий на выявленные изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: