Исходным, основополагающим научным понятием для изучения идеологической деятельности является идеологический процесс. Идеологический процесс представляет собой единство разработки марксистско-ленинской теории, ее распространения п усвоения людьми. Он складывается из следующих компонентов: идеологическое отражение действительности п социальных теориях, постоянно развивающихся на основе анализа и обобщения явлении и процессов общественной жизни с классовых позиций; деятельность социальных институтов (партии, государства, общественных организации) п отдельных лиц по распространению идей, теорий, воззрении через различные каналы, с помощью различных средств и методов; идеологическое отражение (общественное сознание) и своеобразное со-циально-пснхологическое восприятие (общественная психология) общественных отношений, фактов и явлений действительности классами и социальными группами на основе социального опыта и уровня их развития; восприятие, усвоение идеологических знаний, распространяемых в обществе через различные каналы п средства ии- формацни, пропаганды и агитации.
Таким образом, идеологический процесс можно рассматривать как: а) систему отношений через взаимодействие людей и идее, юги-ческих организаций; б) взаимодействие указанных видов дея1г,ч,-ности. Два вида деятельности относятся к субъекту (разработка и распространение теории) и два — к объекту (отражение действительности и восприятие социальной теории).
Для теории коммунистического воспитания н идеологической деятельности основополагающими моментами являются следующие:
потребность и идеологической деятельности: а) в дальнейшем
«8
развитии марксистско-ленинской теории; б) в распространении социальной теории и социальной политики КПСС; в) в овладении марксизмом-ленинизмом;
деятельность, связанная с реализацией перечисленных потребностей (деятельность идеологических институтов и познавательная деятельность классов, общественных групп и личности);
система общественных отношений, складывающихся на основе различных видов деятельности и социально обусловленных потребностей (экономических, политических, нравственных, правовых, эстетических, религиозных, бытовых, семейных и т. д.); для анализа системы общественных отношений определяющее значение имеет методологическое положение марксизма-ленинизма о взаимодействии базиса и надстройки, материальных (экономических) и идеологических отношений;
общение, складывающееся в процессе совместной деятельности людей в рамках системы общественных отношений;
взаимодействие, возникающее в процессе реализации потребностей, любого вида деятельности, системы общественных отношений и общения.
В процессе идеологической деятельности решаются следующие задачи: теоретическая — дальнейшая разработка марксистско-ленин* ской теории па основе обобщения опыта социальной практики, анализа социальной действительности; образовательная — вооружение советских людей знаниями марксистско-ленинской теории и информирование населения по различным вопросам общественной жизни; воспитательная — формирование у всех советских людей марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической нравственности, идейной убежденности и политической сознательности; организаторская — сплочение и мобилизация советских людей на решение экономических и социальных задач идеологическими средствами и методами.
В теории идеологической деятельности к основным направлениям воспитания относятся: воспитание советских людей в духе марксизма-ленинизма, формирование у них диалектико-материалистическо-го мировоззрения и коммунистических убеждений; политическое воспитание, целью которого является понимание людьми политики партии и государства и восприятие ее как своей собственной; нравственное воспитание, ставящее своей задачей развитие у советских людей высоких гражданских качеств; правовое воспитание, ориентированное на усвоение советскими людьми основных положений Конституции СССР, развитие правосознания, понимание единства прав и обязанностей, действий в соответствии с положениями советского законодательства; эстетическое воспитание, направленное на развитие эстетических чувств и вкусов, художественно-эстетических потребностей, эстетической культуры советского человека; атеистическое воспитание, непосредственно связанное с формированием диалекти-Ко-материалистического мировоззрения советских людей и преодолением религиозного сознания верующих методами убеждения; физическое воспитание — одно из направлений в деятельности дошколь-
ных учреждений, школ и специально созданных государственных институтов.
Трудовое, патриотическое и интернациональное воспитание нередко выделяется в самостоятельное направление коммунистического воспитания. Единство обучения и воспитания — важнейший принцип в обеспечении взаимодействия основных направлений идейно-воспитательной работы.
Эффективность идеологической" деятельности определяется двумя путями: 1) сравнением результатов деятельности с поставленными, целями, что позволяет определить степень выполнения плана идеологической работы на установленный срок, и 2) сравнением уровней; сознания объекта воспитания за определенный период, изменений, в сознании и психологии групп, коллективов. В первом случае речь идет о количественных характеристиках выполнения плана намеченных мероприятий, во втором —о качественных изменениях в сознании и поведении трудящихся.
Об эффективности идеологической деятельности принято'судить по фактам поведения и сознания. Социальное поведение выражается в производственной, общественно-политической деятельности, нравственных поступках. Уровень сознания находит выражение в социальных чувствах, настроениях, которые отражают психологическое-состояние личности, группы, коллектива (чувства удовлетворенности — неудовлетворенности, настроения пессимизма — оптимизма. и т. д.).
Другая группа факторов, в которых проявляется уровень созна-йия,— это потребности, интересы, ценностные ориентации, мотивы, установки, убеждения. Все мероприятия идеологического, воспитательного характера проходят сферу чувств и разума, затрагивая или не затрагивая их, и через мотивы и установки проявляются в фактах социального поведения.
Качественная оценка идеологической деятельности на уровне группы или коллектива является объективной в том случае, если путем социологических и социально-психологических исследований. будут выявлены изменения в сознании и установках социального поведения и определено влияние идеологических мероприятий на выявленные изменения.