Социально-политическая организация

Если понятием социальной организации обозначается способ упо­рядочения социальных отношений в целом, то понятие социально-политической организации включает в себя в том числе определен­ный порядок социальных взаимодействий, возникающих в ходе осу­ществления политической власти.

Социально-политическая организация обеспечивает следующие основные функции: 1) устанавливая порядок социальных взаимодей­ствий, служит интегрированию общественных отношений на базе либо антагонистического (в эксплуататорском обществе), либо неан­тагонистического (в обществе социалистического типа) характера общественных отношений; 2) формирует и обеспечивает способы удовлетворения потребностей членов общества, дифференцируя по­нятия желаемого и допустимого по социально-классовым и иным признакам; 3) снабжает членов общества методами и способами ре­шения конфликтных проблем, с тем чтобы конфликты не выходили аа пределы социальной организации данного типа.

Специфическими социальными структурами, обеспечивающими указанные функции, являются социальные институты, социальные позиции и роли, ценности и нормы, регулятивный аспект которых охватывается понятием социального контроля.

Социальный контрольэто способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляю' Щих ее элементов посредством нормативноготом числе правового) регулирования.

Понятие социального института. Специфическими образования­ми, обеспечивающими относительную устойчивость связей и отно­шений в рамках социальной организации общества, являются соци­альные институты. Социальные институты могут быть охараитери-вованы как с точки зрения их внешней, формальной («материаль-

ной») структуры, так и с точки зрения внутренней, содержательной структуры их деятельности.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средства­ми и осуществляющих конкретную общественную функцию. С со­держательной стороны — это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в опреде­ленных ситуациях. Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреж­дений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения юстиция — это совокупность стандар­тизованных образцов поведения у правомочных лиц, обеспечиваю­щих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юсти­ции (роль судьи, прокурора, адвоката и т. д.).

Социальный институтопределенная организация общественной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стан­дартов поведения, возникновение и группировка которых в систе­му предопределены содержанием решаемой социальным институтом

определенной -задачи.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т. е. контролируют, упорядочивают по­ведение индивидов.

Каждый социальный институт характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими до­стижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типич­ных для данпаго ипститута, системой санкций, обеспечивающих по­ощрение желаемего и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными институтами являются политические институты, обеспечивающие установление и поддержание полити­ческой власти, а также институты экономические, обеспечивающие процесс производства и распределения благ и услуг. Семья также является социальным институтом, деятельность которого (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеет функ­ционирование иных социально-культурных институтов (система об­разования, здравоохранения, культурно-воспитательные учреждения, системы права и правосудия и т. д.).

Социология нрава. Представляя собой по форме совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства, определенные виды поведения, праве по своему суще­ству является важнейшим социальным институтом, впосящим ре­альный вклад в социально-политическую организацию общества.

Право (как и иные надстроечные категории) находится в пря­мой зависимости от характера господствующих общественных, про-

даде всего производственных, отношении, от социальной реальности и соотношения классовых сил. Основой и материальным источником права является социальная реальность, тогда как само право — инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и раз­вития соответствующих форм общественной жизни. Императив нор­мы— это ее форма («должен, а не то...»). Содержание нормы — кон-крйтное правило поведения, рассчитанное на многократное повто­рение («должен ото, а не ото и ив то...»). Содержание нормы — от­ражение и воплощение социальной реальности, объекта правового регулирования. Форма нормы — отражение и воплощение отношения к отой социальной реальности законодателя, субъекта правового регулирования (его «воли»).

Социальная сущность права проявляется в его реальном дей­ствии. Социальное действие права направлено, во-первых, на при­способление общественных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, прежде всего изменений в характере материальных условий существования общества, в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил, и, во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовер­шенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение прежде всего в рамках государственной политики.

Связь с государственной политикой — важнейшая социальная характеристика права. Взаимодействие права с государственной политикой протекает как на уровне законодательной деятельности (принятие, изменение, отмена законов и иных подзаконных актов), так и в ходе правоприменительной деятельности (применение права судом, арбитражем, иными улравомоченнымн органами). Стержнем этого процесса является законодательное определение политически обусловленных целей развития общества и обеспечение соответ­ствующих этим целям средств.

Социальное действие права выражается в укреплении п поддер­жании средствами правового регулирования политического господ­ства экономически доминирующих классов, в стремлении обеспечить социальную интеграцию индивидов, групп, социальных институток в рамках классовой структуры и тем самым обеспечить сохранение, воспроизводство и развитие этой структуры. „

В соотнесении категорий должного и сущего — суть социологиче­ских исследований в праве и сфере государственного управления. Это же относится и к области трудовых, семейных, имущественных отношений п т. д.

Выявление социальной сущности права требует сравнения двух моментов, а именно цели правовой нормы и реально достигаемого результата, сопоставления реального поведения людей с правовыми предписаниями, с той мерой возможного и должного поведения, которую очерчивает закон.

Если основная задача правовой науки — изучение соответствую-ющей • отрасли права, воплощенной в системе законодательства, то

вадача социологии права — изучение социальных закономерностей становления и развития правовых норм, регулирующих деятельность социальных институтов, закономерностей взаимодействия социаль­ных норм и социального поведения людей, проявляющихся в содер­жании и характере деятельности социальных институтов.

Для социологии права важна прежде всего реальность нрава. В жизни реальное существование правовых норм проявляется в на­личии постоянно повторяющихся актов поведения, социальных дей­ствий, воплощающих в своем содержании суть правовой вормы. В свою очередь, установить механизм такого поведения — значит выявить характеристики двух переменных: а) содержания правовой нормы: б) содержания мотивов, целей, установок лиц, чье поведение связано с реальным функционированием нормы права. Из взаимо­действия этих переменных можно вывести содержание и направле­ние соответствующих актов социального действия. Для социальных исследований в праве важны реальные действия реальных лич­ностей.

Принятие вакона (его отмена, изменение и т. д.) — это социаль­ный факт, результат общественных действий личности. То же самое составляет сущность акта применения закона, его исполнения. Со­циальным фактом является и деятельность, идущая вразрез с за­коном, нарушая его. Собственно в этом и проявляется социальность, т. е. общественно значимый характер права.

Механизм воздействия правовых норм на социальное поведенио пе сводится к одностороннему процессу, где на стороне законода­теля— активное, направляющее поведение (формулирование право­вого' предписания, требование его исполнения), в то время как на стороне того, кому адресовано предписание или запрет,— лишь пас­сивное воплощение предписания или выполнение запрета.

Стабильность системы «личность — социальная среда» (или «ин­дивидуальное поведение — правовая норма») есть лишь один ■ из показателей ее нормального функционирования. Другим важным показателем устойчивости системы служит способность к своевремен­ному изменению отдельных структурных характеристик, что позво­ляет обеим взаимозависимым переменным (правовой системе и ин­дивидуумам, социальным группам) взаимно учитывать происходя­щие изменения.

Динамический характер взаимодействия между элементами со­циальных структур подсказывает, что для сохранения равновесия социальные системы с помощью социальных компенсирующих ме­ханизмов должны восстанавливать возникающие нарушения в соци­альном взаимодействии.

К таким механизмам относятся те виды социальной деятельр»-сти, цель которых — обеспечить развитие, эволюцию данной право­вой системы при сохранении в относительно постоянном состоянии ее принципиальных характеристик. Стремление к достижению этой цели воплощается в двух тенденциях: а) гасить стихийно возника­ющие отклонения в поведении индивидуумов (или групп) от пра­вовых норм; б) тенденции приводить систему в состояние устойчи-

вого равновесия путем своевременного исправления самих правовых норм в сторону их приближения к требованиям социальной реаль­ности.

Социология политики. Важное место в функционировании и раз­витии любого классового общества занимают явления и процессы политической жизни, к которой относится все, что связано с осу­ществлением политической власти и — в определенных условиях — борьбой га овладение ею.

Политика есть область отношений между классами, причем тех отношений, которые складываются по поводу государственной вла­сти, ее завоевания, удержания и использования. Любая обществен­ная проблема приобретает политический характер, если ее.решение прямо или опосредованно связано с классовыми интересами и проб­лемами власти.

Предмет социологии политики — закономерности становления и развития политических институтов и их взаимодействия с другими социальными институтами, формы проявления этих закономерностей в содержании и характере взаимодействия социальных классов и социальных групп, в содержании и характере социально-политиче­ских действий личности.

Политическая сфера общественной жизни может быть представ­лена следующими элементами.

1. Государственная власть, являющаяся концентрированным вы­ражением воли и интересов господствующего класса и характери­зующаяся определенной структурой и функциональной направлен­ностью. Власть порождает особую разновидность социальной дея­тельности — политическую. Это прежде всего деятельность самой власти, политика, осуществляемая каким-либо государством, пра­вящими силами в той или иной стране. Поскольку государственная власть — наиболее мощное средство, способное обеспечить интересы той или иной социальной общности (класса, слоя, группы, а в межнациональных отношениях — интересы нации, народности), по­литическая деятельность выступает необходимым и важнейшим проявлением жизнедеятельности каждой из этих социальных общ­ностей. Смысл этой деятельности заключается в том,.чтобы посред­ством государственной власти обеспечить свои интересы.

Политическая деятельность возникла с разделением общества на классы и породила такой социальный институт, как государ­ство — воплощение политической власти. Экономически господству­ющий класс становится и политически господствующим, образует социальную базу существующей в этом обществе государственной власти. В классово-антагонистическом обществе именно борьба раз­личных классов, социальных групп sa власть, за придание ей же­лательных для определенного класса (социальной группы) содержа­ния и направленности — если не в полной мере, то хотя бы отча­сти — образует всю сферу политической жизни.

Государственная власть при социализме становится выражением воли и интересов всего народа, и, следовательно, здесь исчезают всякие объективные основы для борьбы за обладание ею. Однако

государственная власть не утрачивает классового, следовательно, политического характера, поскольку сохраняется ведущая роль ра­бочего класса и необходимость учитывать при осуществлении власт­ных функций иптересы различных классов и социальных групп, которые еще имеются в этом обществе.

Рассматриваемая сфера включает в себя и особого вида обще­ственные отношения — политические, специфика которых заключа­ется в том, что они складываются по поводу государственной вла­сти — ее обладания, использования, придания ей нужной направлен­ности и т. п. Такие отношения возникают между классами и соци­альными группами, а также между нациями, народностями, между самой властью в ее институциональном оформлении и различными классами общества, между властью и гражданами, что также опо­средуется той или иной классовой принадлежностью последних.

2. Политическая сфера включает в себя, далее, систему учреж­
дений, особых социальных институтов, которые.либо осуществляют
государственную власть (органы государственной власти и управле­
ния, вооруженные силы, судебные и иные государственные органы),
либо так или иначе связаны с ее функционированием — направляют
деятельность власти, выражая интересы определенных классов, со­
циальных групп, участвуют по воле государственной власти в осу­
ществлении отдельных ее функций или, напротив, ведут борьбу за
овладение властью, за ее ограничение, противодействие ей и т. д.
Такими институтами являются политические партии и различные
общественные и общественно-политические организации.

3. Наконец, сфера политической жизни охватывает определенные
проявления жизнедеятельности, социального поведения масс, а
именно борьбу — в той или иной степени и форме — за власть
(революционная борьба, оппозиционная или, напротив, «охранитель­
ная» деятельность), формирование органов государственной власти
путем выборов и определение программы их деятельности, участие
в последней и контроль за ней, вообще все проявления массовых
политических действий, политической активпости.

Таким образом, политическая сфера общественной жизни охва­тывает систему особого вида общественных отношений, социальных, институтов в их реальном функционировании, а также проявлений общественной деятельности, активности масс, связанной с их поли­тическим сознанием.

Социальные проблемы международных отношений. Международ-пые отношения как область человеческого общения слагаются из экономических, политических, правовых, дипломатических, идеоло­гических, социально-психологических, культурных, научно-техниче­ских, торгопых, военных и других связей и взаимоотношений между мировыми системами, государствами (однотипными и разнотипны­ми), народами, классами, социальными группами, партиями, органи­зациями и даже отдельными личностями, действующими на между­народной арене. Основным субъектом международных отношений в современном мире является государство, которое в этих отноше­ниях реализует свою внешнеполитическую функцию.

Наиболее общие направления в ооласти социологического иссле­дования международных отношений следующие:

общий анализ природы международных отношений, их основных закономерностей, главных тенденций, соотношения и роли объек­тивных и субъективных факторов и на этой основе экономических, научно-технических, политических, культурных, социально-психоло­гических и идеологических аспектов в международных отношениях, классовой борьбы, роли классов, социальных групп, роли мировых систем, государств, партий, вооруженных сил, народных масс и лич­ностей и т. д. в международных отношениях;

исследования центральных аспектов международных отношений (война и мир, внешнеполитическая концепция, внешнеполитическая доктрина, внешнеполитическая программа, стратегия и тактика, главные направления, задачи, цели, принципы внешней политики и т. д.);

изучение факторов, указывающих на положение государства на международной арене,— его классовой природы и экономической системы, государственных интересов, экономического, научно-тех­нического и военного потенциала, морального и идеологического сознания населения, связи и степени единства с другими государ­ствами (система, союз и т. д.);

исследование проблем, связанных с внешнеполитическими дей­ствиями: внешнеполитической ситуацией; внешнеполитическими ре­шениями и механизмами их подготовки, выработки и принятия; внешнеполитической информацией и способами ее обобщения и использования; международными противоречиями и конфликтами и способами нх урегулирования; международными соглашениями и договоренностями и т. п.;

изучение тенденций развития международных отношений и внеш­неполитических событий и их прогнозирование.

В социологических исследованиях международных отношений разрабатывается соответствующий понятийный аппарат, создается ряд специальных методик, позволяющих проводить исследования в области международных событий, ситуаций, явлении, факторов л т. п. Эксперименты в международных отношениях ограничены в силу специфики этой сферы жизни, состоящей из взаимодействия большого числа государств, сбором информации н опросами экспер-юв и групп населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: