Методические рекомендации. Социально-правовая защита

Социально-правовая защита

И ОЦЕНКА

Интеллектуальной собственности

Учебно-методическое пособие

Москва 2012


Введение

Особенность современного этапа развития заключается в глобализации экономических процессов. В связи с глобальными тенденциями в экономике происходит формирование сообществом развитых стран производственных, технологических и экологических стандартов, действующих на мировом рынке товаров и услуг. Страны, которые в силу тех или иных причин не могут обеспечить соблюдение установленных мировых стандартов, остаются вне мирового рынка.

Особую актуальность на мировом и российском рынках приобретает управление интеллектуальной собственностью, в т.ч. оценка и социально-правовая защита интеллектуальной собственности.

В учебно-методическом пособии рассматривается интеллектуальная собственность как важнейшая категория инновационного менеджмента. Она включает авторские права и права, связанные с различными видами промышленной собственности. Защита авторских прав действует в отношении научных, литературных и др. произведений, звукозаписи, радио- и телевизионных передач и т.д., а также программ для ЭВМ и баз данных. К объектам промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, разнообразные знания (ноу-хау).

Цель практических занятий – дать представление о регулировании прав на объекты промышленной собственности и особенностях их защиты как в России, так и за рубежом; о возникающих в связи с этим экономических отношениях, а также об авторском праве, что особо актуально при повсеместной компьютеризации рабочих процессов в деятельности фирм; закрепить полученные теоретические знания по проблемам управления интеллектуальной собственностью.

Кроме того, предполагается ознакомить с практическими возможностями и предпочтительностью основных подходов оценки различных объектов интеллектуальной собственности с конкретизацией их стоимости.


Тема: Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности

Методические рекомендации

Интеллектуальная собственность включает авторские права и права, связанные с различными видами промышленной собственности. Защита авторских прав действует в отношении научных, литературных и художественных произведений, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионных передач и т.д., а также программ для ЭВМ и баз данных. К объектам промышленной собственности относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, разнообразные знания (ноу-хау).

Для оценки объектов интеллектуальной собственности используются три подхода: доходный, затратный и сравнительный (рыночный) (табл. 1).

Таблица 1

Рекомендуемая предпочтительность применения подходов к оценке объектов интеллектуальной собственности

Объекты интеллектуальной собственности В первую очередь Во вторую очередь Слабо применимо
Патенты и технологии Доходный Рыночный Затратный
Товарные знаки Доходный Рыночный Затратный
Объекты авторского права Доходный Рыночный Затратный
Программные продукты Доходный Рыночный Затратный
Месторождения Доходный Рыночный Затратный
Права по франчайзингу Доходный Рыночный Затратный
Квалифицированная рабочая сила Затратный Доходный Рыночный
Дистрибьюторские сети Затратный Доходный Рыночный
Корпоративная практика и процедуры Затратный Доходный Рыночный
Программное обеспечение менеджмента Затратный Рыночный Доходный

Источник: Gordon V. Smith, Russel L. Parr Valuation of Intellectual Property and Intangible Assets. Second edition, New York, 1994.

Доходный подход предполагает оценку стоимости объекта интеллектуальной собственности по будущим доходам от его использования. По затратному подходу стоимость оценивается по затратам на создание (приобретение) и правовую охрану объекта. Сравнительный подход базируется на определении стоимости объекта по цене сделок купли-продажи аналогов.

Стоимость объекта интеллектуальной собственности можно определить:

· методом преимущества в прибыли;

· методом выигрыша в себестоимости;

· методом избыточной прибыли;

· методом роялти;

· методом освобождения от роялти;

· методом прямого сравнения продаж;

· методом стоимости создания.

Метод преимущества в прибыли, предполагает, что при использовании объекта интеллектуальной собственности прибыль возрастает за счет роста качества и количества выпускаемой продукции. Отсюда стоимость объекта равна (1):

, (1)

где

t – преимущество в прибыли, т.е. дополнительная прибыль, равная разности между прибылью, полученной при использовании изобретений, и прибылью, полученной от реализации продукции без использования изобретения;

r – ставка дисконта;

Т – предполагаемый период получения преимущества в прибыли.

Срок полезного применения объекта интеллектуальной собственности зависит от сроков старения знаний и возможного раскрытия их конфиденциальности. Этот период соответствует 20-летнему периоду действия патента РФ на изобретение. При определении срока действия договора на передачу ноу-хау в международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по отдельным договорам он изменяется в пределах от двух до десяти лет.

Метод выигрыша себестоимости предполагает, что при использовании объекта интеллектуальной собственности сокращаются затраты на производство продукции (2):

, (2)

где

t – экономия на затратах в результате использования объекта интеллектуальной собственности.

Метод избыточных прибылей применяется для оценки деловой репутации фирмы (гудвилла). Стоимость гудвилла определяется путем капитализации избыточной прибыли (3):

, (3)

где

Пф – фактическая чистая прибыль оцениваемого предприятия;

По – ожидаемая чистая прибыль, определяемая путем умножения среднеотраслевой рентабельности собственного капитала на величину рыночной стоимости чистых активов предприятия;

r – коэффициент капитализации, рассчитывается как величина, обратная количеству приносящих избыточную прибыль лет.

Метод освобождения от роялти предполагает, что при использовании принадлежащей предприятию интеллектуальной собственности появляется дополнительная прибыль в виде невыплаченного вознаграждения за ее использование (4):

, (4)

где

Bt – выручка в t -й год;

R – ставка роялти по отрасли;

Зt – расходы, связанные с поддержанием патента или лицензии в силе в t -й год (юридические, организационные, административные издержки);

Т – срок действия-патента, лет.

Стоимость лицензии методом роялти вычисляется как (5):

, (5)

где

Bt – выручка от реализации продукции по лицензии в t -й год;

Rt – размер роялти в t -м году, %;

Т – срок действия лицензионного договора, лет.

К основным методам определения ставок роялти относятся среднеотраслевые роялти, роялти на основе ранее заключенных договоров лицензиара или лицензиата, диапазон рыночной цены лицензии, затратный подход, правило двадцати пяти процентов и др.

Размер роялти зависит от следующих факторов:

· объема правовой охраны (продажа не запатентованной разработки снижает цену лицензии до 30%);

· объема передаваемых прав использования (наиболее дорогой – полная лицензия, наиболее дешевый – простая лицензия);

· объема производства и возможности контролировать выпуск продукции по лицензии (если контроль затруднен, то цена лицензии возрастает);

· срока (чем больше срок, тем меньше ставка роялти);

· научно-технической значимости и коммерческих возможностей использования нововведения (передовая разработка стоит дороже);

· размера капиталовложений, необходимых для организации производства продукции по лицензии;

· объема передаваемой технической документации: передается ли в полном объеме (конструкторская, технологическая, эксплуатационная) или частично (только конструкторская);

· зависимости лицензиата в поставках материалов, инструментов, комплектующих деталей для организации производства продукции по лицензии, а также от объема технической помощи со стороны лицензиара в освоении объекта;

· ситуации на рынке: наличия конкурентных предложений на покупку аналогичных по экономической эффективности технологий.

Размер роялти может быть определен эмпирически (на базе стандартных среднестатистических значений) или расчетным путем.

Стандартные ставки роялти составляют 20-25% от дополнительной прибыли лицензиара или 0,5-14% от объема продаж, себестоимости или цены продукции (табл. 2).

Таблица 2

Стандартные ставки роялти по отраслям промышленности от валового объема реализации лицензионной продукции

Отрасль промышленности Ставка роялти, %
Автомобильная 1-3
Авиационная 6-10
Металлургическая 5-8
Производство потребительских товаров длительного пользования  
Производство потребительских товаров массового спроса с малым сроком использования 0,2-1,5
Станкостроительная 4,7-7,5
Текстильная 3-7
Фармацевтическая 2-5
Химическая 1,5
Электронная 4-10
Электрохимическая 1-5

Источник: Федотова М. А. Оценка бизнеса. М.: Финансы и статистика, 1998.

При отсутствии данных по конкретной отрасли промышленности или объекту лицензии расчет ставок роялти выполняется с учетом уровня рентабельности производства и доли лицензиара в прибыли лицензиата (6):

, (6)

где

P – рентабельность производства и реализации продукции по лицензии;

d – доля прибыли лицензиара в общем объеме прибыли лицензиата от производства и реализации продукции по лицензии (от 10 до 50%).

Метод прямого сравнения продаж предполагает определение стоимости объекта по цене сделок купли-продажи аналогов с учетом поправок на различие характеристик. Этот метод имеет ограниченное применение в силу уникальности и специфики объектов.

Метод стоимости создания используется для оценки целевых организационных расходов, затрат на НИОКР, лицензии на право занятия определенным видом деятельности.

Стоимость объекта интеллектуальной собственности рассчитывается как сумма всех затрат, скорректированная с учетом коэффициента технико-экономической значимости (К1) для изобретений и полезных моделей, коэффициента морального старения (К2), индекса цен на дату оценки (К3) (7):

(7)

При покупке объекта интеллектуальной собственности учитываются затраты на приобретение имущественных прав, на освоение в производстве товаров с использованием нематериального актива, на страхование рисков осуществления проекта.

При создании объекта на самом предприятии учитываются затраты на поисковые работы и разработку темы; на создание экспериментальных образцов; на услуги сторонних организаций; на уплату патентных пошлин; на создание конструкторской, технологической, проектной документации; на составление и утверждение отчета.

Расходы на создание товарных знаков включают в себя расходы на обеспечение качества товаров, рекламу и защиту товарных знаков, формирование имиджа фирмы, что достаточно сложно оценить. Поэтому применимость данного метода и ограничена наиболее «осязательными» из нематериальных активов.

Коэффициент технико-экономической значимости (K1) определяется для изобретений и полезных моделей по табл. 3.

Таблица 3

Шкала коэффициентов технико-экономической значимости

1,0 Изобретения, относящиеся к одной простой детали, изменению одного параметра простого процесса, одной операции процесса, одного ингредиента рецептуры
1,5 Изобретения, относящиеся к конструкции сложной детали неосновного узла, изменению нескольких параметров несложных операции, изменению нескольких неосновных ингредиентов в рецептуре
2,0 Изобретения, относящиеся к одному основному или нескольким неосновным узлам, части неосновных процессов, части неосновной рецептуры
2,5 Изобретения, относящиеся к конструкциям машин, приборов, станков, аппаратов, технологическим процессам, рецептурам
3,0 Изобретения, относящиеся к конструкциям со сложной системой контроля, сложным комплексным технологическим процессам, рецептуре особой сложности
4,0 Изобретения, относящиеся к конструкциям, технологическим процессам, рецептуре особой сложности и главным образом к новым разделам науки и техники
5,0 Изобретения, не имеющие прототипа, – пионерские изобретения

Коэффициент морального старения определяется по формуле (8):

, (8)

где

Тн – номинальный срок действия охранного документа;

Тд – срок действия охранного документа по состоянию на расчетный год.

Оценки объектов промышленной собственности включают несколько разновидностей:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: