Со-страдание

Нужно учитывать, что большинство людей извлекают
уроки лишь из опыта, изведанного на собственной
шкуре. Этим объясняется, во-первых, поразительная
неспособность к предупредительным действиям любого
рода: надеются избежать опасности до тех пор, пока
не становится поздно; во-вторых, глухота к страданию
других. Сострадание же возникает и растет пропорцио-
нально растущему страху от угрожающей близости
несчастья. Многое можно сказать в оправдание такой
позиции: с этической точки зрения — не хочется иску-
шать судьбу; внутреннюю убежденность и силу к дей-
ствию человек черпает лишь в серьезном случае, став-
шем реальностью; человек не несет ответственности
за всю несправедливость и все страдания в мире и не
хочет вставать в позу мирового судьи; с психологиче-
ской точки зрения — недостаток фантазии, чувствитель-
ности, внутренней отмобилизованности компенсируется
непоколебимым спокойствием, неутомимым усердием
и развитой способностью страдать. С христианской
точки зрения, однако, все эти доводы не должны вво-
дить в заблуждение, ибо главное здесь — недостаток


душевной широты. Христос избегал страданий, пока не
пробил Его час; а тогда добровольно принял их, овладел
ими и преодолел. Христос, как говорится в Писании,
познал Своей плотью все людские страдания как Свое
собственное страдание (непостижимо высокая мысль!),
Он взял их на себя добровольно, свободно. Нам, ко-
нечно, далеко до Христа, мы не призваны спасти мир
собственными делами и страданиями, нам не следует
взваливать на себя бремя невозможного и мучиться,
сознавая неспособность его вынести, мы не Господь,
а орудия в руке Господа истории и способны лишь в
весьма ограниченной мере действительно со-страдать
страданиям других людей. Нам далеко до Христа, но
если мы хотим быть христианами, то мы должны при-
обрести частицу сердечной широты Христа — ответст-
венным поступком, в нужный момент добровольно
подвергая себя опасности, и подлинным со-страданием,
источник которого не страх, а освобождающая и спа-
сительная Христова любовь ко всем страждущим. Пас-
сивное ожидание и тупая созерцательность — не хри-
стианская позиция. К делу и со-страданию призывают
христианина не столько собственный горький опыт,
сколько мытарства братьев, за которых страдал Христос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: