Способы, приемы и методы экономического анализа

1. Понятие метода экономического анализа. Характерные особенности метода экономического анализа

2.Способы и приемы экономического анализа

3. Экономико-математические методы экономического анализа

1. Понятие метода экономического анализа. Характерные особенности метода экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

Таблица 1

Классификация видов экономического анализа

Признак классификации Вид анализа
По функциям управления
Уровень информационного обеспечения ·внутренний управленческий анализ · внешний финансовый анализ
Содержание процесса управления ·перспективный (предварительный) анализ ·ретроспективный (последующий) анализ ·оперативный анализ · итоговый (заключительный) анализ
Характер объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства ·отраслевой анализ - анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных отношений
Прочие виды классификации
Субъекты анализа · анализ по заданию руководства и экономических служб · анализ по заданию собственников и органов управления · анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)
Периодичность ·годовой анализ квартальный анализ месячный анализ декадный анализ ежедневный анализ
Содержание и полнота изучаемых вопросов ·полный анализ локальный анализ тематический анализ
Методы изучения объекта ·комплектный анализ системный анализ сравнительный анализ сплошной анализ выборочный анализ
Степень автоматизации работ ·анализ с использованием ПЭВМ анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

2.Способы и приемы экономического анализа

В экономическом анализе для факторного анализа используются следующие традиционные приемы (методы):

1. относительные величины;

средние величины;

сравнение;

горизонтальный сравнительный анализ;

вертикальный сравнительный анализ;

метод финансовых коэффициентов;

метод скорректированной (пересчитанной величины);

интегральный метод;

метод ценных подстановок;

балансовый метод;

индексный метод.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Понятно, что эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются при этом только через величины относительные. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).

Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака. По разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана. С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно, как указывалось выше, определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Любые показатели финансовых отчетов будут ценной информацией только при сравнении с другими показателями или с такими же показателями в другом периоде. При анализе финансового состояния наиболее часто применяются горизонтальный сравнительный анализ и вертикальный сравнительный анализ.

Горизонтальный сравнительный анализ заключается в подсчете изменений различных статей финансовых отчетов в стоимостном и процентом выражении по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов (5 лет и более). В ходе такого сравнения определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный, прогнозный характер.

В ходе горизонтального анализа используются относительные величины динамики (темпы роста, прироста, индексы). Их преимущество по сравнению с абсолютными величинами изменений по статьям отчетности - сопоставимость. Темпы роста рассчитываются одним из двух способов: базисным и цепным. Алгоритм расчета темпов роста базисным способом:

и т.д.

где, Уi - уровень исследуемого показателя за определенный период

Алгоритм расчета темпов роста цепным способом:

и т.д.

На базе темпов роста, рассчитанных цепным способом, можно определить средний показатель прироста при трендовом анализе. При расчете относительных величин базовые значения можно принимать за 1 (коэффициенты) или за 100 (проценты).

Вертикальный сравнительный анализ финансовой отчетности состоит в том, что разные отдельные статьи финансовых отчетов за один и тот же период сравниваются между собой. При этом рассчитываются относительные показатели структуры – удельные веса.

Удельный вес – это отношение части целого к целому. За целое принимается итог отчетной формы, например, валюта баланса или выручка от реализации продукции в Отчете о финансовых результатах. Статьи отчета рассматриваются как части целого.

Вертикальный анализ необходим для выявления изменений в структуре активов и их источников (капитала и обязательств) в разрезе нескольких лет. Отчеты, составленные в процентных отношениях, то есть в относительных величинах, позволяют сравнивать показатели двух компаний различных размеров, в одной отрасли и разных отраслях. Например, можно сравнить доли привлеченного капитала в общей сумме обязательств, доли административных расходов от объема реализации и другие.

Широко распространенным приемом анализа финансовой отчетности является также использование различных финансовых коэффициентов. Коэффициенты – это относительные величины, при расчете которых один из показателей принимают за единицу, а другой выражают как отношение к единице. Расчет финансовых коэффициентов основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями баланса, они выражают математические взаимоотношения между двумя величинами, анализ которых позволяет исследователю оценить внешне скрытые явления. Ценность, полезность финансовых коэффициентов для оценки финансового состояния предприятия зависит от их истолкования, которое базируется на сопоставлении полученных значений коэффициентов с прошлым, отраслевым, с теоретически обоснованным оптимальным значением и т.п. Интерпретировать финансовые коэффициенты необходимо осторожно, с учетом отраслевой специфики, специфики страны и прочих экономических факторов. Конкретный порядок расчета различных финансовых коэффициентов приведен в последующих темах.

Метод скорректированной величины применяется для расчета влияния двух факторов на результат. При этом вначале определяется скорректированная величина, для чего количественный показатель берется по текущим данным, а качественный – по прогнозу. Если оба показателя количественные или качественные, то при расчете скорректированной величины фактически можно брать любой из них, но при расчете влияния факторов, первым будет тот который заменялся в пересчитанной величины. Расчет влияния факторов производится по схеме:

  величина первого фактора= = скорректированная -величина (СВ) прогнозная величина (ПВ)
  влияние 2-го фактора= = Текущая величина (ТВ) -– скорректированная величина
  совокупное влияние двух факторов.

Рассмотрим на примере применения этого метода.

Пример 1. Определить доход от реализации за месяц и рассчитать влияние факторов на его изменение:

Таблица 2

Показатели Прогноз Текущие данные Отклонение
количество продавцов     -2
выработка на 1 продавца (т.т.) 56,3 59,8 +3,5
Доход от реализации (1*2) (т.т.) 844,5 777,4 -67,1

1) Определим скорректированный доход от реализации = 13 * 56,3 = 731,9 т.т.

2) расчет влияния факторов:

а) количество продавцов = 731,9 – 844,5 = - 112,6 т.т., т.е. за счет снижения числа работников на 2, доход за месяц уменьшился на 112,6 т.т.;

б) выработки на 1 продавца = 777,4 – 731,9 = + 45,5 т.т., т.е. за счет повышения производительности доход возрос на 45,5 т.т.

в) совокупное влияние факторов = -112,6 + 45,5 = - 67,1 т.т., т.е. совокупное влияние факторов совпало с общим отклонением по доходу от реализации.

Интегральный метод. Применяется для расчета влияния двух факторов на результат, но при условии, что результат есть произведение двух показателей. Причем количественный показатель обозначается через – х, а качественный – через у.

Расчет влияния факторов производится по следующим формулам:

1) влияние , где

  у0 и х0 - прогнозные значения показателей;
  x и y - их отклонения

2) влияние

3) совокупное влияние факторов.

Метод цепных подстановок применяется для расчета влияния трех и более факторов на результат. При этом происходит постепенная замена прогнозных данных на текущие, показатели, а затем качественные. Расчет влияния факторов проводится по схеме:

1) влияние 1-го фактора = I подстановка – прогноз

2) влияние 2-го фактора = II подстановка – I подстановка

3) влияние 3-го фактора = III подстановка – II подстановка

4) влияние 4-го фактора = текущие данные – III подстановка

5) совокупное влияние факторов.

Пример: Определить доход от реализации и рассчитать влияние факторов на полученное применение

Таблица 3

Показатели прогноз Текущие данные Отклоне-ние 1 подст. 2 подст. 3 подст.
1.Количество продавцов     -2      
2. Количество дней работы магазина     -2      
3. Количество часов работы в день 8,0 8,4 0,4 8,0 8,0 8,4
4. Выработка за 1 час (т.т.) 7,5 7,8 0,3 7,5 7,5 7,5
5. Доход от реализации (т.т.) (1*2*3*4) 27 000 23849,3 3150,7   23 400 21 840 22 932

Расчет влияния факторов:

1) количество продавцов = 23400 – 27000 = - 3 600 т.т., т.е. за счет снижения продавцов на 2;

2) дней работы магазинов = 21 840 – 23 400 = - 1560 т.т., т.е. уменьшение дней работы снизило доход на 1560 т.т.

3) количества часов работы в день = 22 932 – 21 840 = + 1092 т.т., т.е. доход возрос на 1092 т.т.

4) выработка за 1 час = 23849,3 – 22932 = + 917,3 т.т., т.е. доход увеличился на 917,3 т.т.

5) совокупное влияние факторов = (-3600) + (-1560) + 1092 + 917,3 = - 1350,7 т.т.

Балансовый метод основан на использовании формулы балансовой увязки, которая имеет следующий вид:

Он + П = Ок + ПВ + Р,

  Он и Ок - остатки товаров на начало и конец периода;
  П – поступление товаров;
  ПВ – прочее выбытие товаров
  Р –доход от реализации товаров.

В основном из данной формулы определяется доход от реализации:

Р = Он + П – ПВ - Ок

Положительно влияет на доход увеличение остатков на начало периода и поступление, а отрицательно – увеличение остатка на конец и прочего выбытия товаров. В прочее выбытие включают естественную убыль и недостачу при инвентаризации.

Использование вышеуказанных методов экономического анализа позволит провести анализ финансового состояния и оценить количественное влияние отдельных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности.

Индексный метод применяется для расчета влияния цены и количества реализуемого товара на доход от реализации. Причем цена обозначается через (р), а количество (q).

Влияние цены на доход pq (p) = р1 q1 - р0 q1

Влияние количества реализуемых товаров на доход = р0 q1 - р0 q0

Отклонение по доходу от реализации = р1 q1 - р0 q0

Совокупное влияние факторов ( pq) = pq (p) + pq (q)

Пример: Рассчитать влияние цены и количества реализуемых товаров на доход от реализации:

Таблица 4

Виды товара Цена (р) тенге Количество пар (q)
Базисная (р0) Текущая (р1) Базисная (q0) Текущая (q1)
1. Туфли        
2. Сапоги        
3. Ботинки        

Определим:

1) доход по прогнозу ( р0 q0) = (1100 * 15) + (5800 * 19) + (3400 *25) = 211 700 тенге.

2) доход текущий ( р1 q1) = (1100 * 18) + (6100*21) + (3250 * 20) = 211 100 тенге

3) отклонение = 211100 – 211700 = - 600 тенге

Расчет влияния факторов на доход:

а) pq (p) = 211100 – ((1100*18) + (5800*21) + (3400*20)) = 211100 – 209600 = +1500 тенге

б) pq (p) = 209 600 – 211 700 = - 2100 тенге

в) pq = 1500 – 2100 = - 600 тенге.

Использование вышеуказанных методов экономического анализа позволит провести анализ финансового состояния и оценить количественное влияние отдельных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

3. Экономико-математические методы экономического анализа

Стохастическое моделирование применяется в корреляционном анализе, линейном программировании, в теории массового обслуживания, теории игр и графическом методе.

Корреляционный анализ проводится в следующей последовательности:

Определяется форма зависимости (прямая и обратная);

Графическое изображение формы зависимости;

Определение тесноты связи между результатом и фактором на основе расчета коэффициента корреляции;

Определение прогнозируемого значения результата, при условии, что значения фактора предусмотрено.

При прямой форме зависимости, уравнение связи имеет вид: у = a + bx, а при прямолинейной форме – уравнение параболы или гиперболы.

Теснота связи определяется коэффициентом корреляции:

,

При этом: у – результаты, х - фактор

В экономическом анализе имеются следующие значения оценки тесноты связи:

  0,1 до 0,3 – связь слабая
  0,3 до 0,5 - умеренная
  0,5 до 0,7 - заметная
  0,7 до 0,9 - тесная
  свыше 0,9 – очень тесная.

Для определения прогнозного значения результативного показателя решается система нормальных уравнений, которые имеют вид:

В дальнейшем значение параметров (а) и (b) подставляется в уравнение прямой и определяется прогнозное значение результата.

Рассмотрим на примере методику проведения корреляционного анализа. Определить тесноту связи между доходом от реализации и прибылью, если в 2013 г. доход от реализации составит на предприятии 270 т.т.

1) Определить форму зависимости между показателями – прямая: с ростом дохода от реализации, растет прибыль предприятия, которая выражается уравнением прямой

у = а + bх

Составим аналитическую таблицу

Таблица 5

Годы Доход от реализации (х) Прибыль(у) Х2 У2 Х*у
           
           
           
           
Итого:          

2)Изобразим графически данную зависимость:

3) определим тесноту связи между доходом от реализации и прибылью:

4) Решаем систему нормативных уравнений:

а = 45,3 – 201,5b

201,5 (45,3 – 201,5 b) + 40761,5b = 9150,5

9128 – 40602,3b + 40761,5b = 9150,5

159,2b = 22,5

b = 0,14

а = 45,3 – (201,5*0,14) = 17,1

Определим значения прибыли при условии, что доход от реализации товаров составит 240 т.т.

у = а + b*х = 240

у = 17,1 + (240*0,14) = 50,7 т.т.

Линейное программирование применяется тогда, когда необходимо установить оптимальный вариант (решения транспортной задачи) при наименьших затратах. Важность и ценность линейного программирования в том, что оптимальный вариант выбирается из большого количества вариантов.

Графический метод – это геометрическое изображение функциональной зависимости. Графики используются для более быстрого нахождения значений функции, кроме того они используются для определения формы связи. Графики бывают:

а) линейные;

б) столбиковые;

в) круговые;

г) сетевые.

Впервые сетевые графики были применены при строительстве телебашни в Москве. Они позволяют установит последовательность работ, оптимально использовать рабочую силу, технику.

Теория массового обслуживания изучает случайные процессы. Она применяется тогда, когда в массовом порядке поступают заявки на обслуживание с последующим их использованием.

В промышленном производстве – это поступление сырья, материалов на склад и их выдача со склада; при определении оптимальной численности отделов и служб предприятия.

Основными элементами системы массового обслуживания являются: источники заявок, их входящий поток, каналы обслуживания; выходящий поток.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: