Несмотря на активные исследования, ведущиеся в последние годы в области психогигиены и психопрофилактики, содержание и направленность конкретных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий остаются недостаточно разработанными. Дискуссионным остается вопрос об обоснованности применения методов психотерапии - средств лечения больного человека - в целях психогигиены и первичной профилактики. Если одни авторы расшифровывают экспансию психотерапевтических приемов во «внеклиническую» среду в качестве естественной и необходимой для периода научно-технической революции, то другие считают это положение в теоретическом плане сомнительным.
Ответ на этот вопрос в значительной мере связан с пониманием одной из самых фундаментальных проблем психиатрии и медицинской психологии - проблемы соотношения психического здоровья и болезни, нормы и патологии. Развитие психологии отношений и патогенетической концепции неврозов показало неадекватность понимания психического здоровья просто как отсутствие симптомовболезни, «нормальности» как среднеарифметических личностно-поведенческих характеристик, свойственных той или иной группе, и тем более распространенных в свое время, особенно за рубежом, представлений об определяющей для здоровья роли пассивного приспособления индивида к среде. Повышение интереса к «здоровым» сторонам личности, к её интра- и интериндивидуальному потенциалу неизбежно: должно было привести к тому, что в качестве главного критерия психического здоровья стала рассматриваться способность к постоянному развитию и обогащению своей личности, к реализации таких фундаментальных личностных свойств, как социальность, самостоятельность и сознательность. Из такого понимания следует, как отмечал Мясищев, что основой психотерапевтического воздействия является в первую очередь процесс межличностного общения, в ходе которого возникает возможность приобретения нового как познавательного, так и эмоционального опыта, необходимого ему для понимания своего внутреннего состояния, поведения и влияния последнего на других людей. Это новое понимание является исходной точкой для изменения своих способов переживаний и поведения, имевших место до сих пор. Как индивидуальная, так и в особенности групповая патогенетическая психотерапия в наибольшей степени способствует решению этих задач развития личности, что, по сути своей, и соответствует психогигиеническим и псипрофилактическим целям.
|
|
Б.Д. Карвасарским совместно с Б.В. Иовлевым уже была сделана попытка рассмотреть проблему предупреждения и устранения эмоционального стресса в свете опыта, лечения и профилактики неврозов. При этом противострессовые мероприятия были освещены с точки зрения их направленности на устранение психотравмирующих обстоятельств, внутренних психологических конфликтов и тех особенностей личности, которые способствуют возникновению эмоционального стресса.
|
|
Как показывает практика лечения неврозов, устранение болезненных форм нервно-психического напряжения в реальной жизни предполагает два возможных варианта: устранение психотравмирующей ситуации, вызывающей таковое, или изменение отношения к этой ситуации личности при условии, что сама ситуация сохраняется.
Устранение психотравмирующей ситуации предполагает также две возможности: либо она объективно может быть изменена в желательном для личности направлении, либо личность «уходит» из этой ситуации.
Чаще всего психотравмирующие ситуации связаны с конфликтными межличностными отношениями. В тех случаях, когда объектом системы психогигиенических и психопрофилактических мероприятий является отдельный индивид, содержание их должно включать обращение к лицам, которые, так или иначе, причастны к возникающим нарушениям межличностных отношений, обусловливающих травмирующую ситуацию. В реальной жизни это обычно члены семьи и сотрудники по работе. Когда же объектом этих мероприятий являются большие группы людей и когда может быть выделены некоторые типовые особенности поведения, часто приводящие к возникновению типовых же психотравмирующих обстоятельств, устранение и предупреждение нервно-психического перенапряжения требует уже обращения к значительному числу людей путем использования средств массовой коммуникации /телевидение, кино, радио, лекции и пр./. Эти формы особенно важны в профилактике психических стрессов, вызываемых нарушениями межличностных отношений в условиях, как правило, более случайных, кратковременных форм общения, имеющих место в повседневной жизни.
Другим путем устранения болезненных форм нервно-психического напряжения является «уход» из травмирующей ситуации или избегание ее. Этот путь, представляющийся внешне рациональным, оказывается в свете опыта клиники неврозов, как правило, неэффективным. Во-первых, индивид нередко, по существу, не в состоянии «уйти» из травмирующей его ситуации, обусловливающей нервно-психическое перенапряжение. Типичным примером является нервно-психическое перенапряжение, возникающее при гибели близких людей, при личностных реакциях на тяжелые соматические неизлечимые или уродующие заболевания и пр. Ситуация может характеризоваться не столько объективной, сколько субъективной невозможностью «ухода» из нее из-за морально-этических соображений, чувства долга, ответственности. В ряде случаев это обусловлено наличием того типа психологического конфликта, в основе которого находится борьба противоречивых личностных тенденций. Например, при супружеском конфликте желанию одного из супругов уйти из семьи может противодействовать страх одиночества, страх потери имущества, социального престижа и т.д. Не всегда «уход» из ситуации выступает как достаточно целесообразное средство для устранения нервно-психического перенапряжения, даже если это и возможно, т.к. оно при этом сохраняется и вне наличия психотравмирующих обстоятельств.
Опыт лечения неврозов свидетельствует о том, что наибольшее значение в проблеме предупреждения и устранения болезненных форм нервно-психического напряжения имеют мероприятия, направленные не столько на устранение психотравмирующих обстоятельств, сколько на реконструкцию нарушенных отношений личности. Прежде всего, это связано с тем, что жизненные обстоятельства выступают в качестве психических стрессоров лишь в том случае, если они затрагивают особо значимые личностные отношения, и что в основе длительного нервно-психического перенапряжения обычно лежит внутренний психологический конфликт, обусловленный пересечением значимых для личности потребностей. Психотерапевтический процесс, основанный на принципах патогенетической психотерапии, о целях и методиках которой мы уже говорили, чрезвычайно близок к задачам проведения эффективных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий. Рассмотрение индивидуальных и групповых форм патогенетической психотерапии убеждает в том, что они, представляя собой основу воздействий, направленных на устранение и предупреждение болезненных форм нервно-психического напряжения, имеют несомненные преимущества перед психологическими воздействиями, не характеризующимися столь выраженной направленностью на устранение его причин. В качестве последних выступают прежде всего психологические конфликты, которые могут быть адекватно поняты лишь в контексте особенностей личности. Система патогенетической психотерапии при этом не игнорирует и значения реальных психотравмирующих обстоятельств, не только обращаясь к глубоким переживаниям самого больного, но и пытаясь конструктивно разрешить объективно существующие психотравмирующие ситуации. С учетом этого она выступает в качестве метода, устраняющего нервно-психическое перенапряжение, предупреждающего возможное возникновение в будущем и повышающего стрессовую толерантность индивида.
|
|
Эти достоинства патогенетической психотерапии обусловлены тем, что среди множества других психотерапевтических систем она реализует в наиболее полном виде каузальный подход к пониманию причин и устранению психогенных расстройств.
В последний период возрастает роль методов семейной психотерапии среди других средств психогигиены и психопрофилактики. Последняя рассматривается как важнейший метод профилактики психогенных заболевании, психопрофилактики применительно к лицам с повышенным риском суицидального поведения /при обусловленности его семейными дисгармониями/, у больных с тяжелыми соматическими заболеваниями, в частности инфарктом миокарда.
|
|
Другой класс методов, направленных на устранение нервно-психического напряжения, может иметь своим основанием психотерапевтические воздействия, относимые к симптоматическим. С помощью императивных внушений психотерапевт может пытаться уменьшить стрессовое значение психотравмирующих обстоятельств, повысить силу конструктивных воздействий личности этим обстоятельствам, уменьшить или снять отдельные болезненные проявления нервно-психического напряжения, включая его соматовегетативные корреляры.
Метод аутогенной тренировки, получивший значительное распространение в психотерапевтической практике, направлен, прежде всего, на развитие способности к саморегуляции исходно непроизвольных функций организма, что может быть использовано для снятия или уменьшения нервно-психического перенапряжения.
В последнее десятилетие аутогенная тренировка получила широкое применение для решения психогигиенических и психопрофилактических задач в производственных условиях, в спорте и т.д. В.Е. Рожновым и А.А. Репиным разработана система психологической производственной тренировки для лиц морских профессий. Программа психопрофилактической подготовки, основанной на обучении методам саморегуляции в вариантах седативно-охранительного и энергетически активизирующего ее действия, создана А.Т. Филатовым и его сотрудниками для ряда специалистов в промышленности. При этом использовались электронные устройства, создающие возможности самоощущения, произвольного самоконтроля и управления соматовегетативными функциями с применением биологической обратной связи. Для решения задач психогигиены и психопрофилактики в спорте разработаны комплексы приемов психической саморегуляции /«психорегулирующая тренировка»/. Всеми авторами подчеркивается, что речь идет не о механическом перенесении тех или иных суггестивных приемов в различные области социальной практики человека, а о создании специальных вариантов этих методов, учитывающих особенности деятельности в соответствующих областях.
В исследованиях О. Кондаша с целью первичной и вторичной профилактики используются различные приемы терапии поведения, разрабатываемые им с позиции дисцентной психотерапии: метод систематической десенситизации для устранения волнения, затрудняющего успешное обучение у учащихся. Этот же метод для устранения страха у женщин при подготовке к родам; так называемая стоп-техника или внутреннее подкрепление для повышения саморегуляции и др.
Эффективность методов внушения, самовнушения, «поведенческих» приемов подтверждается многими авторами. Однако при этом следует подчеркнуть, что роль их в устранении болезненных форм нервно-психического напряжения может быть эффективной лишь в тех случаях, когда в его развитии в качестве ведущей причины выступают обстоятельства, патогенная роль которых в малой степени детерминируется особенностями личности и историей формирования ее отношений. Это чаще кратковременные стрессы, т.к. причины их кроются в большей степени во внешних обстоятельствах, а не во внутренних психологических конфликтах, влекущих за собой обычно развитие хронического нервно-психического напряжения. В последних случаях устранение его, достигаемое «симптоматическими» методами, как показывает опыт клиники неврозов, является лишь временным. Более радикальное устранение его возможно только при использовании патогенетического метода психотерапии.
Особое место занимают методы психотерапии, не требующие непосредственного участия врача /психолога/ и использующие современные технические средства. В нашей стране и в особенности за рубежом получают распространение психотерапевтические сеансы в звукозаписи /пластинки, магнитофонные ленты/ и специальные фильмы, которые предназначены для индивидуального пользования и могут транслироваться по радио и телевидению одновременно для больших групп людей /например, для отдельных палат и больниц в целом, санаториев и домов отдыха/. Эти формы психотерапии оправдывают себя в той мере, в какой возможен отказ от обратной связи «больной – психотерапевт». Очевидно, что это неизбежно при работе с большими коллективами, где даже при наличии психотерапевта его возможности получать информацию о всех больных и контролировать сам процесс психотерапии и его эффективность по понятным причинам ограничены. К определенным достоинствам этих вариантов психотерапии можно отнести то, что в этих случаях опыт наиболее квалифицированных и искусных психотерапевтов может быть использован применительно к широкому кругу больных, а в ряде случаев и практически здоровых людей при решении задач психогигиены и психопрофилактики.
К числу методов такого опосредованного психотерапевтического воздействия следует отнести библиотерапию и музыкотерапию - использование специально подбираемых литературных и музыкальных произведений для воздействия на личность, отношения, нервно-психическое состояние человека с психотерапевтической и психогигиенической целью.
Необходимо отметить важную роль при осуществлении задач охраны психического здоровья психогигиенических и психопрофилактических знаний, их широкой пропаганды, в особенности знаний о сущности психогенных расстройств, роли личности и нарушения ее отношений в их возникновении. Так же как знание определенных гигиенических правил способствует сохранению соматического здоровья, знание правил психогигиены необходимо для здоровья психического. На значение организации и систематического проведения психогигиенического воспитания в психопрофилактике указывает Г.К. Ушаков. Наряду с теми методами психотерапии, которые могут применяться для устранения и предупреждения болезненных форм нервно-психического напряжения, в последнее десятилетие широкое распространение получили психо-фармакологические средства.
Это объясняется как успехами фармокологии, так и значительной распространенностью эмоционально-стрессовых реакций в связи с нарастающим темпом и напряжением современной жизни. Существуют причины, объясняющие повышенный интерес к медикаментозным средствам, которые могут быть использованы для воздействия на психическое состояние человека, в особенности в целях оптимизации его деятельности. Это, по-видимому, принципиальная невозможность удовлетворения потребности в квалифицированной психотерапевтической помощи при нервно-психическом перенапряжении всех, кому она показана и где она может быть эффективной, прежде всего из-за больших временных затрат. Напротив, психотропные препараты характеризуются широкой доступностью и хотя бы в будущем можно надеяться на получение средств, отличающихся более высокой избирательной эффективностью и быстротой действия.
Важнейшей особенностью этой группы; препаратов является их способность избирательно воздействовать на страх, тревогу, депрессию, астению. Из всех групп психотропных средств с этой целью могут эффективно применяться прежде всего так называемые транквилизаторы /триоксазин, феназепам и др./, а также трициклические антидепрессанты с выраженным транквилизирущим эффектом /амитриптилин и др./ и психостимулирущие средства /сиднокарб и др./.
Как выбор, так и дозировка препаратов требует знания показаний и противопоказаний к их применению в каждом случае. И хотя они часто представляют собой эффективные средства для борьбы с эмоциональным стрессом у здоровых людей, использование их целиком относится к компетенции медицинских работников. Следует лишь подчеркнуть, что полное перенесение опыта применения этих препаратов в медицинской практике на область устранения и предупреждения длительного нервно-психического напряжения у здоровых людей требует соответствующей проверки и проведения специальных исследований.
Это тем более необходимо иметь в виду, что даже использование психотропных средств в клинике неврозов нередко встречает возражения и рассматривается как своего рода капитуляция психотерапевта перед больным. При этом исходят из того, что последовательное рассмотрение неврозов, как психогенных заболеваний определяет и ведущий метод их лечения, а именно - патогенетически обоснованную психотерапию, в то время как психофармакотерапия дает при неврозах преимущественно симптоматический эффект. Действие этих препаратов развертывается на относительно низких уровнях в иерархии патогенетических механизмов невротических состояний, пока еще достаточно далеких от тех уровней, которые ближе к этиопатогенетическим механизмам и к которым, по сути, и обращена глубокая патогенетическая психотерапия.
Хотя использование психотропных средств ориентируется, скорее, на эмоциональное состояние и лишь опосредованно через него на обстоятельство, конфликт и личность, тем не менее следует учитывать и ряд положительных сторон применения психофармакологических средств.
В отличие от тезиса о каптиуляции перед пациентом в случае активного применения психотропных средств сторонники их, не противопоставляя психотерапии фармако-терапию, видят основное назначение последней в той, что она «открывает» двери для психотерапии. Даже кратковременное симптоматическое улучшение состояния в начале лечения облегчает психотерапевтичеокий контакт, в частности, повышая веру больного в выздоровление.
Применение психотропных средств может создать условия для быстрого и более конструктивного участия индивида в разрешении психотравмирующих обстоятельств, вызывающих нервно-психическое перенапряжение. Способствует этому вызываемый некоторыми из этих препаратов эффект «дистанцирования», когда все события ясно воспринимаются, но «дезактуализируются» при снижении эмоционального отношения к ним.
Таким образом, в ряде случаев лишь система психотерапевтических и фармакотерапевтических воздействий обеспечивает наилучшие условия для устранения болезненных форм нервно-психического напряжения. Соотношение же этих компонентов должно определяться с учетом конкретных обстоятельств. Следует при этом учитывать, что в то время как фармакотерапевтические средства обеспечивают скорее тактический непосредственный успех, психотерапия может способствовать стратегическому успеху, более длительному и устойчивому, с повышением общей стрессовой толерантности личности.
Широкое применение транквилизаторов в качестве средств, устраняющих нервно-психическое перенапряжение, неоправданно. В случае такой установки говорят о стремлении к «химическому решению своих проблем». На опасность возникновения этой порочной стратегии адаптации к конфликтным ситуациям, в особенности у лиц с легким возникновением атарактической мотивации, указывает также Ц.П. Короленко. Длительное применение психотропных средств может нарушить динамическую систему регуляторных процессов мозга, систему контроля поведения и эмоций. Опыт клиники неврозов полезен при рассмотрении проблем устранения и предупреждения нервно-психического перенапряжения во всех его формах и во всех сферах человеческой деятельности. Однако специальное значение он приобретает применительно к предупреждению и устранению болезненных форм нервно-психического напряжения, возникающего в особых, нередко экстремальных условиях. Это прежде всего условия деятельности человека в космосе, в глубинах океана, в экспедициях, океанских плаваниях и пр.
При всей очевидной сложности проблемы схематично могут быть отмечены основные направления деятельности врача и психолога, ответственных за отбор и психическое состояние лиц, деятельность которых протекает в экстремальных условиях.
Психогигиеническая и психопрофилактическая подготовка коллективов для работы в экстремальных условиях во многом могла бы быть обеспечена путем исключения во время отбора лиц, отличающихся низкой стрессовой толерантностью. Значение профотбора как важного звена психогигиенических и психопрофилактических мероприятий подчеркивается К.К. Платоновым, В.Е. Рожновым и А.А. Репиным, Ц.П. Короленко и др. При осуществлении профотбора в то же время необходимо иметь в виду существенное замечание Платонова и Т.И. Тепенициной о том, что любое психическое свойство или черта личности, выступая в разных структурных сочетаниях, могут играть самые различные роли в деятельности человека. Оптимальная деятельность, и это особенно значимо для экстремальных условий, во многом определяется целевой установкой и мотивацией.
В настоящее время, когда возрастает круг людей, привлекаемых к деятельности в условиях эмоциональной напряженности, при одновременном повышении требовательности к их квалификации и при отсутствии абсолютной надёжности прогнозирования стрессовой толерантности, существенное значение приобретает проблема их предварительной подготовки.
Психологическая подготовка должна проводиться как в индивиальной, так и прежде всего в групповых её формах. При последней могут использоваться приемы моделирования различных ситуаций, в частности связаннах с будущей деятельностью в экстремальных условиях, с последующей групповой дискуссией, направленной не только на коррекцию неправильных отношений, но главным образом на создание оптимальной мотивации ожидаемой деятельности, основанной на осознании единства собственно ценного и одновременно индивидуального личностно значимого содержания совместной деятельности. Кроме того, могут быть использованы такие приемы групповой терапии, как психогимнастика, рецептивная музыкотерапия и др., приобретающие значение не только в период подготовки, но и в качестве методов обучения к применению их уже в экстремальных условиях в будущем.
План индивидуальной психологической подготовки должен быть максимально согласован с информацией, полученной в диагностическом периоде, и включать в себя осознание возможных психологических конфликтов, устранение субневротических проявлений и наличных психологических конфликтов, лежащих вне сферы будущей деятельности, информирование об ожидаемых психологических трудностях, прежде всего, индивидуально значимых, рекомендации о наиболее адекватных для этих случаев типах компенсаторных реакций и др. Как подчеркивает О.Н. Кузнецов, выдвинутый Мясищевым принцип изучения адекватности личностных отношений к среде оказывается одинаково применимым при решении как терапевтических, так и психогигиенических и психопрофилактических задач медицинской психологии, объединяя в едином неразрывном подходе личностные проблемы экстремальной и медицинской психологии.
Самостоятельное значение приобретает обучение приемам аутогенной тренировки. На этапе психологической подготовки целесообразно изучение индивидуальных особенностей действия психотропных средств в их различных дозировках, использование которых предполагается при необходимости в экстремальных условиях. Проводится отбор звукозаписей, книг, кинофильмов, оказывающих психогигиеническое и психопрофилактическое воздействие.
Применение различных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий непосредственно в экстремальных условиях во многом определяется конкретной обстановкой, в которой протекает деятельность группы, ее численностью, продолжительностью деятельности в особых условиях, наличием или отсутствием врача /психолога/ и пр. Наиболее полезным может оказаться использование тех индивидуальных и групповых методов, которые уже применялись в предварительном периоде. В то же время возрастает роль методов, основанных на внушении, и применения психотропных средств.
Не без оснований можно предполагать, что специфика деятельности людей в период научно-технической революции требует комплексного подхода к проблеме охраны психического здоровья. Это предполагает, с одной стороны, тесное объединение гигиенических, психопрофилактических и лечебных мероприятий, и с другой - постоянное взаимодействие целого ряда смежных дисциплин: медицины, психологии, педагогики и др.