Проблема сохранения и укрепления здоровья человека в последнее время приобретает несколько специфический характер по сравнению с предшествующими этапами общественно-экономического развития. В настоящее время наблюдаются высокие темпы индустриализации, изменения структуры и содержания трудовой деятельности, повышение миграции населения и так далее. При этом темпы и динамичность этого процесса настолько велики, что в ряде случаев имеются основания говорить о качественных изменениях тех требований, которые предъявляются человеку современной жизнью. И хотя мы знаем, что адаптивные возможности нашего организма чрезвычайно широки, тем не менее человек попросту не успевает внутренне приспособиться к тем преобразованиям, которые он же производит в структуре своей деятельности. Одним из нежелательных последствий трудностей адаптации является возрастание нервно-психического напряжения.
Эффективные программы охраны психического здоровья сегодня имеют отчетливый интердисциплинарный характер. Наряду с медицинскими науками - психогигиеной и психопрофилактикой, большую роль в их осуществлении играет клиническая, экстремальная и социальная психология, в том числе способствуя развитию психологических основ психогигиены и психопрофилактики, медицинская и лечебная педагогика, возникшие на границах педагогики и медицины. Задачи сохранения и укрепления психического здоровья человека во многом определяются дальнейшим развитием психотерапии, методы которой все шире начинают использоваться в психогигиенической и психопрофилактической практике.
|
|
Психогигиена - специальная дисциплина, имеющая своей целью сохранение и укрепление психического здоровья человека, в настоящее время находится на пути превращения в самостоятельную науку со своими задачами, методами исследования и воздействия. Так же, как это наблюдается при формировании других пограничных дисциплин, психогигиена в своем развитии опирается на смежные науки: медицинские дисциплины, физиологию, психологию, педагогику, социологию и др.
Многие авторы полагают, что психогигиена, как и общая гигиена, является областью медицины. Подчеркивается ее близость к психиатрии, в особенности к социальной, психиатрии, психотерапии, социальной гигиене, общей, педагогической, социальной, инженерной психологии, психологии труда. Мясищев рассматривает медицинскую психологию в качестве научной основы психогигиены /так же, как и психопрофилактики/. В системе психологических наук, предложенной К.К. Платоновым, психогигиена включена в медицинскую психологию.
|
|
Большинством авторов подчеркивается близость психогигиены к другому разделу медицины - психопрофилактике. Одни из них акцентируют внимание на профилактическом значении психогигиенических мероприятий лишь в отношении психических болезней, другие - применительно и к иным заболеваниям, прежде всего психосоматическим. И это оправданно, если учитывать возрастающее значение психического фактора в возникновении, течении, компенсации и декомпенсации различных соматических болезней.
В психогигиене обычно выделяют личную /индивидуальную/ и общественную /социальную/ психогигиену. Отмечается связь первой с общей, педагогической психологией и психологией труда, второй - с социальной психологией.
В системе психогигиенических знаний чаще всего указываются следующие ее разделы: возрастная психогигиена; психогигиена труда /промышленная психогигиена/; психогигиена обучения; психогигиена быта; психогигиена семьи и половой жизни; психогигиена коллективной жизни; геронтопсихогигиена; специальная психогигиена /военная, авиационная, космическая, спорта, художественного творчества и др./.
Эффективное использование психогигиены в программах охраны психического здоровья в настоящее время во многом определяется дальнейшей разработкой ее медико-психологических и социально-психологических основ. Прежнее представление о психогигиене как комплексе предупредительных мероприятий «вне субъекта» или комплексе общережимных мер субъекта недостаточно.
В последние годы все более распространяется мнение, согласно которому полноценная адаптация /равно и как родственное ей понятие «психическое здоровье»/ определяется не негативным образом - лишь как отсутствие дезадаптации, а с точки зрения позитивного ее аспекта как способность к постоянному развитию и обогащению личности за счет повышения ее самостоятельности и ответственности в межличностных отношениях, более зрелого и адекватного восприятия действительности, умения оптимально соотнести собственные интересы с интересами группы. В связи с этим возрастает значение при разработке психогигиенических методов психотерапевтического опыта, методов психотерапии.
Психопрофилактика — интердисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний. На наших глазах значительно возрастает роль теоретических и практических проблем психопрофилактики как самостоятельной, быстроразвивающейся науки. Изменяется ее содержание, оно становится все более широким, преду сматриващим направленность предупреждающих мероприятий в первую очередь на личность и социальную среду. Речь может идти о первичной профилактике, включающей общегигиенические, психогигиенические, широкие социальные мероприятия, имеющие своей целью предупреждение заболеваний; вторичной профилактике - предотвращение рецидивов болезни и третичной профилактике - предупреждение хронизации и инвалидизации пациента.
Как отмечает И.И. Беляев, задачи первичной профилактики совпадают с целями психогигиены и относятся к сфере деятельности не, только невропатологов и психиатров, но и клиницистов, работающих в соматической медицине. Мероприятия здесь имеют общий характер с психогигиеной. Что же касается вторичной и третичной профилактики /вторичная профилактика - это максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний, третичная - предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных/, то он согласен с тем, что они носят специфический характер и выходят за границы психогигиены.
В профилактике В.К. Мягер видит три основных аспекта:
1) личностный,2) межличностный и3) ситуационный. Все три подхода в практическом плане, по мнению автора, целесообразно иметь в виду при определении «факторов риска» применительно к лицам /или группе лиц/ с повышенной угрозой заболевания либо в отношении ситуаций, характеризующихся психическим травматизмом.
|
|
В случае профилактики пограничных расстройств, прежде всего неврозов, очевидна адекватность этих подходов целям, задачам и содержанию патогенетической психотерапии.
На современном этапе научно-технической революции возрастает роль комплекса наук, привлекаемых к разработке системы мероприятий по гигиене и профилактике, в частности психогигиене и психопрофилактике болезненных расстройств, обусловленных факторами экстремальных производственных условий. Как отмечает П.П. Волков, эффективное изучение механизмов психической адаптации человека к этим условиям, их нарушений и способов коррекции требует системного подхода, привлечение ряда медицинских, физиологических, психологических, а также вспомогательно-социологических, психометрических, системотехнических, кибернетических - методов.
Комплексный подход рассматривается в качестве необходимого условия дальнейшего развития весьма важного раздела психогигиены - психогигиены обучения.
Ряд авторов обращают внимание на то, что проведение эффективных психогигиенических и психопрофилактических мероприятий требует знания основных тенденций в развитии неблагоприятного состояния, возможности прогнозирования нервно-психической устойчивости человека, изучения и классификации начальных предпатологических симптомов, иными словами, проведения так называемой «донозологической диагностики» нарушений со стороны психической сферы. Только при этих условиях могут быть адекватно намечены цели, задачи и избраны адекватные методы конкретной психогигиенической и психопрофилактической работы.
Для иллюстрации особенностей современных психогигиенических и психопрофилактических исследований с использованием психологических методов приведем материалы изучения деятельности человека в экстремальных климатогеографических условиях и педагогических трудностей в современной массовой школе.
|
|
12.2 Медико-психологические аспекты деятельности человека в экстремальных условиях
Естественной моделью для изучения психологической адаптации в условиях эмоциональной напряженности является деятельность человека в районах с экстремальными климатогеографическими факторами /Арктика, Антарктика, Якутия и др./ Источником психической дезадаптации в этих случаях становятся не только природные, но и опосредуемые ими микросоциальные факторы /вынужденная социальная изоляция в малом автономном коллективе, существенное ограничение бытовых удобств и пр./.
Комплекс вопросов, относящихся к этой проблеме, рассматривался А.П. Бизюком в его диссертации.
Объектом его исследования явились 22 коллектива /286 человек/ арктических /континентальных бареговых, расположенных на островах Северного Ледовитого океана и его морей/ и высокогорных /центральные районы Памира и Тянь-Шаня/ гидрометеостанций. Обследованные были гидрометеорологами, радистами, механиками – лицами относительно молодого возраста.
Одним из важнейших показателей личностной адаптированности служит адекватность намеченных целей возможности их реализации в заданных условиях. В связи с этим специальный интерес представляло сопоставление мотивов выбора работы на гидрометеостанциях со степенью удовлетворенности ею. При социально-психологическом исследовании было установлено, что среди конкретных мотивов выбора работы у мужчин превалировали романтическая ориентация /стремление увидеть новые места, установка на борьбу о трудностями/ в сочетании с материальной заинтересованностью и профессиональными интересами, у женщин - фактор «семьи» /следование за мужем к месту его работы/, также сочетающийся с интересами в материальной сфере. Полностью удовлетворенными жизнью на гидрометеостанциях оказалось несколько больше 50% мужчин и лишь 30% женщин.
Позитивной оценке в наибольшей степени способствовали возможности, открываемые профессиональным ростом, а в наибольшей степени препятствовали условия труда и быта, представляющие на полярных и высокогорных станциях единый функциональный комплекс. С целью изучения других условий, вызывающих субъективный дискомфорт, дополнительно были рассмотрены психотравмирующие обстоятельства, встречающиеся на зимовках. Наиболее распространенное и выраженное влияние на эмоциональную жизнь оказывали конфликты /их называли 45,1% мужчин и 49,4% женщин/. В списке из 20 возможных причин отрицательных эмоций климатические условия по влиянию заняли одно из последних мест /2,5% у мужчин и 3,6% у женщин/, что свидетельствует о доминирующей роли в плане эмоционального дискомфорта социальных и социально-психологических факторов по сравнению с природными.
В числе основных конфликтообразующих моментов 52% мужчин и 51,8% женщин назвали отрицательные черты или особенности характера кого-либо из сотрудников, проявляющиеся, как правило, при решении профессиональных вопросов, употреблении алкоголя.
Среди факторов, обусловливающих результаты субъективной стороны адаптационного процесса, численный состав группы играет значительную роль. Как установил Бизюк, этот психологический параметр последовательно ухудшается при увеличении размеров группы от 4 до 9 человек и стабилизируется на низком уровне при больших размерах группы. Другим показателем, обнаружившим аналогичную тенденцию, была удовлетворенность своими взаимоотношениями с товарищами. Результаты показали, что при максимальном размере группы происходила стабилизация и наблюдалась удовлетворенность взаимоотношениями. Когда же группа состояла из12 и менее человек, конфликты учащались и удовлетворенность взаимоотношениями снижалась. То же самое подтвердили и данные социометрии. Все индексы, отражавшие степень благополучия отношений в коллективе /число конфликтов, референтность, позитивные выборы, концентрация взаимодействия и т.д./ уменьшались с ростом числа их членов.
Особый интерес представили результаты, касающиеся динамических аспектов личностного реагирования на многолетние зимовки и обстановку изоляции. Все обследованные были разделены на пять групп со сроками зимовок в 1,3, 6, 12 и более лет, после чего отдельно для мужчин и женщин рассматривались средние показатели шкал психологических методик - определения нервно-психического состояния, многопрофильного личностного опросника /MMPI/, личностного опросника Айзенка, методики Кэттелла и патохарактерологического диагностического опросника А.Е. Личко.
Среди девяти видов расстройств, оцениваемых по методике определения нервно-психического состояния, наиболее заметное ухудшение с увеличением стажа жизни на полярных и высокогорных гидрометеостанциях отмечено по шкале общего самочувствия у мужчин, особенно выраженное в группе с наибольшими сроками работы в экстремальных условиях. Другим субъективным показателем, заметно ухудшающимся с годами, явился сон, причем такие его нарушения, как трудное засыпание, бессонница и отсутствие бодрости после пробуждения, начинали проявляться у женщин сразу после первого года зимовок, а у мужчин в более поздние сроки работы. Резкое ухудшение самооценки настроения, активности и возрастание тревожности были зарегистрированы в группе мужчин с наибольшими сроками жизни на севере и высокогорье, в то время как у женщин от периода к периоду рост жалоб на эти нервно-психические проявления был постепенным.
Все эти расстройства субъективного функционирования явились лишь одним из проявлений общей тенденции изменения личностной структуры зимовщиков - от преобладания отклонений преимущественно поведенческих компонентов в первые годы пребывания на арктических и высокогорных гидрометеостанциях к изменению баланса в пользу собственно невротизации при больших сроках жизни в экстремальных климатогеографических условиях и относительной социальной изоляции.
Этот процесс особенно наглядно проявляется при анализе усредненных внутри групп личностных профилей по методике ММРI. При стаже в 1, 3 и 6 лет по высоте в личностном профиле преобладали шкалы, свидетельствующие о неадекватности этической ориентации принятым нормам, импульсивности, склонности к конфликтам, плохо предсказуемому поведению и др. К 12 годам жизни в Арктике и на высокогорье профиль приобретает вид, близкий к горизонтальному, а при еще больших сроках в структуре личности начинают доминировать ипохондрические тенденции, пониженное настроение, сочетающиеся с ростом показателя по шкале социальной интроверсии. Отмечался рост показателей астеноневротических реакций у мужчин и сенситивности у женщин, свидетельствующих о снижении порогов реагирования на ранее индифферентные раздражители.
Заметный рост в зависимости от сроков жизни и работы на полярных и высокогорных станциях наблюдался по показателю конформных черт, определявшемуся с помощью патохарактерологического диагностического опросника. Необходимость длительного устойчивого контакта с ограниченным кругом лиц на станции и отсутствие социального подкрепления каких-либо иных форм поведения, кроме как формируемых условиями функционирования конкретного коллектива, требуют от индивида согласия с нормами поведения и целевыми установками, характерными для данного микросоциального окружения. Поэтому усиление конформных реакций с увеличением сроков пребывания в относительной групповой социальной изоляции можно рассматривать как один из специфических адаптивных механизмов, направленных на относительное повышение стабильности группы.
Среди показателей методики Кэттелла наиболее убедительное изменение у мужчин и у женщин с годами установлено по фактору Г. Как показало исследование, значительные сроки работы в Арктике и на высокогорье формируют в характере такие черты, как рассудительность, серьезность и предусмотрительность, что, по-видимому, следует отнести к адаптационным психологическим изменениям.
Регистрируемое как по соответствующей шкале методики MMPI, так и по опроснику Айзенка, переключение на ориентации, связанные с внутренним миром, и понижение общительности, наравне с конформными реакциями, также можно отнести к числу закономерных перестроек личности в изоляции, опосредуемой суровыми климатогеографическими условиями.
При интегральной оценке качественно-количественных изменений психологических показателей со стажем, полученной путем анализа совокупности экстремумов их выраженности для каждого из пяти этапов, обнаружилось, что наибольшее число дезадаптивных нарушений в нервно-психической сфере развивается после 6 лет работы на полярных и высокогорных гидрометеостанциях.
В работе Бизюка был проведен анализ детерминации личностными особенностями двух уровней психологической адаптации к экстремальным климатическим и микросоциальным условиям. Во-первых, уровня косвенных показателей адаптации - дезадаптации, представленного ответами на три пункта социологической анкеты - об удовлетворенности пребыванием на полярных и высокогорных станциях, частоте конфликтов с сотрудниками и количестве тягостно переживаемых на станции лишений /из списка, включавшего 20 вариантов выбора и возможность свободного ответа/. Во-вторых, социально-психологического уровня, в качестве индикатора которого выступал социометрический индекс концентрации взаимодействия. Анализ личностных характеристик именно в связи с этими уровнями представлялся наиболее целесообразным в практическом отношении, поскольку предполагал использование полученных результатов в целенаправленной коррекции нервно-психической дезадаптации и ее профилактике, включающей отбор персонала с априорными предпосылками позитивной оценки климатических, бытовых и макросоциальных условий, а также людей, по своим объективным личностным параметрам пригодных для условий длительной групповой изоляции.
Этот анализ показал, что субъективный уровень адаптации сотрудников полярных и высокогорных гидрометеостанций коррелируюет с показателями степени нервно-психической устойчивости всего контингента, предрасположенности к эмоциональным срывам у мужчин, склонности к агрессивным проявлениям и способности к адекватной ориентации у женщин и др.
Резюмируя исследования, проведенные Бизюком, следует отметить, что полученные им данные об адаптивной перестройке и нарушениях, свидетельствующих о нервно-психической дезадаптации сотрудников полярных и высокогорных гидрометеостанций при многолетних зимовках, учет основных направлений характера этих изменений, роли различных условий в детерминации адаптационно-дезадаптационных явлений, рекомендации по прогнозированию социально-психологического уровня адаптации по личностным качествам и др. представляют значительный интерес в психогигиеническом и психопрофилактическом планах. В частности, они могут использоваться при разработке принципов медико-психологи-ческого отбора лиц для работы в экстремальных климатогеографических условиях и относительной социальной изоляции и осуществлении других психогигиенических и психопрофилактических мероприятий.