Налоговый кодекс Российской Федерации — кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.
Состоит из двух частей: часть первая (общая часть), которой установлены общие принципы налогообложения, и часть вторая (специальная или особенная часть), которой установлен порядок обложения каждым из установленных в стране налогов (сборов).
Первая часть Первая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 31 июля 1998 года, вступила в силу с 1 января 1999 года. Устанавливает общие принципы налогообложения и уплаты сборов в Российской Федерации, в том числе:
виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых агентов, других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Вторая часть Вторая часть Кодекса подписана Президентом Российской Федерации 5 августа 2000 года вступила в силу с 1 января 2001 года. Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.
|
|
Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса. Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.
С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:
- Налог на добавленную стоимость, Акцизы, Налог на доходы физических лиц
С 1 января 2002 года введены:
- Налог на прибыль организаций, Налог на добычу полезных ископаемых, Налог с продаж, Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим)
С 1 января 2003 года введены также:
· Транспортный налог, Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим), Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим)
В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).
|
|
С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций
И лишь с 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:
- Водный налог, Государственная пошлина, Земельный налог
По состоянию на 2011 год единственным налогом, порядок исчисления и уплаты которого не регулируется Кодексом, является налог на имущество физических лиц. До принятия соответствующей главы в Налоговый кодекс (либо введения налога на недвижимость) указанный порядок регулируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».
82 Налоговая система Российской Федерации. Функция и роль налогов.
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы и принципы построения налогов. Налоговая система является одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятия с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству. Структура налоговой системы определяется социально-экономическим устройством общества.
Состав налоговой системы разнообразен и включает количество налогов. Классификация налогов:
1.по использованию: общие налоги обезличиваются и поступают в единую кассу государства, предназначены для общегосударственных мероприятий; специальные (целевые) налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды;
2.в зависимости от органа, который взимает налог в распоряжение которого он поступает: федеральные, налоги субъектов Федерации, местные;
3.по объектам обложения: прямые устанавливаются на доход и имущество; косвенные – налоги на товары и услуги, входящие в цену или тариф.
Принципы построения налоговой системы:-равномерность – жесткое обложение для богатых и щадящее для бедных; -определенность, т.е. плательщик должен точно знать место, время, способ и сумму платежа.;-удобство – упростить акт уплаты налога;-экономность – расходы по сбору налогов должны быть минимальными;-однократность обложения одного и того же объекта за определенный срок;-стабильность налоговой системы в течение длит вр.
Налоговая политика – система мероприятий государства в области налогов, является составной частью финансовой политики.
Задачи налоговой политики: 1) обеспечение государства финансовыми ресурсами; 2) создание условий для регулирования хозяйства страны в целом; 3) сглаживание возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Три типа налоговой политики.
1политика максимальных налогов – характеризуется принципом «взять все что можно». При этом возникает ситуация, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов.
2.политика разумных доходов – способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат, но поступления уменьшаются.
3.политика достаточно высокого уровня обложения при значительной социальной защите – налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.
Для РФ характерно сочетание второго и третьего типов.
Система налогов – совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей, взимаемых на определенной территории. В России система налогов включает в себя 3 уровня, определена Налоговым кодексом и содержит следующие виды налогов и сборов: Общий режим налогообл.
Федеральные налоги и сборы (Ст.13 1 части НК РФ): которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ: 1. НДС 2. Акцизы 3.НДФЛ 4. на прибыль 5. на добычу ПИ 6. Водный 7. Гос пошлина 8. Сбор за пользование объектами животного мира
|
|
Региональные налоги (Ст.14 1 части НК РФ): которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.
1.Транспортный, 2.на имущество организаций, 3.на игорный бизнес
При установлении РН законодательными определяются в порядке и пределах норм НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.,и налоговые льготы
Местные налоги (Ст.15 1 части НК РФ): которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
1. Земельный 2. Налог на имущество ФЛ
При установлении МН законодательными органами мун.образован определяются в порядке и пределах норм НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, и налоговые
Налоговым кодексом предусмотрены также специальные налоговые режимы, к которым относятся:
1. система налогообл. для сх товаропроизводителей – ЕСХН 2. упрощенная система налогообложения – УСН 3. система нал-я в виде единого налога на вмененный доход - ЕНВД
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налогов проявляется через их функции:
Фискальная функция является основной и выражает назначение, роль налога, как источника мобилизации доходов в бюджет государства. Благодаря фискальной функции создаются реальные предпосылки и условия для вмешательства государства в экономические отношения, в процесс перераспределения валового продукта. Эта функция предопределяет проявление других функций.
|
|
Экономическая функция означает, что при помощи налогов государство должно регулировать отраслевые пропорции, межрегиональные потоки доходов. ее называют распределительной.
Контрольная функция отражает обратную связь в процессе взимания налогов, позволяя выявлять слабые стороны в механизме налогообложения, в налоговой системе. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.
Социальная функция проявляется в поддержке социального обеспечения, социального страхования граждан посредством целевого назначения налога (единого социального налога, например). В итоге происходит изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства.
Стимулирующая подфункция дополняет распределительную функцию и проявляется в дифференциации налоговых ставок, льгот, налоговых вычетов и т.п.
Воспроизводственная подфункция выражается в использовании налогов в интересах стимулирования воспроизводства минеральных ресурсов, охраны окружающей среды
Дестимулирутощая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных ставок налогов (например, для казино установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установление налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и др.
Поощрительная функция налогообложения - предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.).