Формы организации международной деятельности:
1. Делегирование полномочий без инвестирования:
А) передача полномочий по экспорту, когда фирма, располагающая сбытовой сетью в зарубежных странах, предоставляет ее за определённую плату в распоряжение другой фирмы, потенциал которой ещё слишком слаб;
Б) экспортная франшиза, т.е. система сбыта, при которой фирма управляется благодаря известным в стране товарным маркам;
В) коммерческие посредники, которые характеризуются ся по способу вознаграждения и по прочности связи с экспортером.
Вознаграждение в виде комиссионных получают:
а) м/нар-ный маклер, который устанавливает контакты, не получая
полномочий ни от продавца, ни от покупателя. Когда сделка заключена, ему
выплачиваются комиссионные (куртаж) обеими сторонами, участвующими в сделке;
б) агент по продаже, который выполняет поручение от экспортёра изучить рынок и поставить товар. Комиссионные исчисляются в % от цены. Он избавляет поставщика от всех забот и даже гарантирует платежи со стороны покупателя;
в) агент по закупкам, который выполняет поручение покупателя найти для него товар за границей определённого качества и цены, с указанием срока поставки;
г) комиссионный агент, который выполняет поручение поставщика-экспортёра представлять его за границей, в стране, где он сам и находится. Его доверитель поставляет товар и выписывает счета. Через контракт фиксируется объём и границы полномочий агента.
Вознаграждение в виде торговой наценки получают:
а) концессионер, который, являясь независимым торговцем, подписывает со своим партнером контракт, определяющий их взаимные обязательства. Он имеет свой торговый персонал, обеспечивает послепродажное обслуживание, финансирует запасы материально-технических ценностей, обеспечивает кредиты заказчикам;
б) агент по международной торговле, который покупает и продаёт от своего имени, заключает сделку в зависимости от ситуации. Поставщик в данном случае не является экспортёром, поскольку торговец купил у него товар.
2. Присутствие на рынке без инвестирования:
прямой экспорт, в котором задействовано только национальное предприятие и её продавцы, без посредников за рубежом;
оплачиваемый торговый представитель. Речь идёт о служащем, откомандированном за границу, который хорошо знает свою продукцию и работает только на своё предприятие;
бюро представительств, которые напрямую заключают сделки и отвечают за стимулирование товара, осуществляют контроль национальных дистрибьюторов;
техническая помощь за рубежом, т.е. продажа услуг в виде дополнения к продаже оборудования (запуск в эксплуатацию, обучение персонала и т.п.).
3. Передача полномочий с инвестированием.
завод " под ключ". Как правило, это крупный м/нар-ый проект в экспорте инжиниринговых услуг и оборудования;
совместное предприятие, которое возникает по желанию экспортёра или желанию страны, где он хочет внедриться.
4. Инвестирование с контролем:
с бытовой филиал, который позволяет проникнуть на зарубежный рынок не занимаясь на месте производством продукции для продажи. Создаётся база для развития и контроля сети местных посредников;
производственный филиал, который занимается производством продукции на месте и осуществляет все сбытовые функции, что позволяет ему пользоваться торговыми, финансовыми, налоговыми льготами, извлекать выгоду из уровня издержек, юридического и таможенного протекционизма, быстро адаптироваться к изменению спроса
глубина вовлечения в
международные рынки
этапы интернационализации
Рис 1 Изменение глубины вовлечения в международные рынки по этапам интернационализации фирмы. (книга Веденина Межд марк-г стр.65).
Организация м/нар-ой деятельности фирмы предусматривает выбор способа выхода на зарубежный рынок. На разных этапах интернационализации фирмы используются разные комбинации действий, каждое из которых связано c различными затратами, риском и эффектом. В качестве оптимальных признаков деления способов выхода на внешние рынки могут рассматриваться следующие: 1.Форма движения капитала. 2.Уровень затрат, связанных с выходом на зарубежный рынок. 3. Степень привлекательности инвестирования
привлекательность инвестирования
высокая средняя | низкая | |||
Полностью | Сборка | Франчайзинг | ||
выс | собственное предприятие за границей | |||
затраты | Совместное | Промышленная | Контракты по | |
при | предприятие на | кооперация | продаже | |
вступ- | паритетных | (подрядное | лизензий, | |
лении на | ср | началах (на | производство) | ноу-хау |
Р-к | равных) | |||
Экспортная | Управление по | Экспорт через | ||
низ | продажа через собственное представительство | контракту | агентов или импортеров |
Рис 2. Матрица выбора способов выхода на международные рынки