Проблемы повышения конкурентоспособности белорусских производителей и их товаров на внутреннем и внешнем рынках

Проблема конкурентоспособности очень актуальна для Беларуси. Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 384, определено, что главной идеей настоящего пятилетия является повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики страны.

В современных рыночных условиях Беларусь – страна с открытой экономикой. Практически все белорусские предприятия находятся в условиях конкуренции с зарубежными производителями как на внутреннем, так и на мировом рынках. Сейчас перед нами стоит задача достижения конкурентоспособности другими методами – повышая качество, снижая издержки, умело продавая свою продукцию.

«Путь у нас только один – ускоренный переход к экономике инновационной, наукоемкой, ресурсосберегающей, конкурентоспособной на мировом рынке»,

Сегодня Беларусь торгует со 171 страной мира, поставляя свои товары на рынки 152 государств.

1. Техническое перевооружение и модернизация производств, внедрение новых и высоких технологий.

2. С модернизацией производств связано второе стратегическое направление повышения конкурентоспособности – снижение издержек производства, обеспечение энерго- и ресурсосбережения.

Как показывает опыт реализации ресурсо- и энергосберегающих проектов, если предприятие предметно занимается энергосбережением и внедрением энергоэффективных технологий, то оно может более чем в 2 раза снизить потребление топливно-энергетических ресурсов при одновременном росте производства товарной продукции.

3. Повышение эффективности инновационной деятельности предприятий, стимулирование производства новой, высокотехнологичной продукции.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении на Первом съезде ученых акцентировал внимание на основных задачах, стоящих перед белорусской наукой. Среди важнейших Глава государства назвал:

·повышение доли отечественных разработок в осуществляемых в республике крупнейших проектах;

·более активное участие науки в импортозамещении высокотехнологичного оборудования, лекарств, медицинских приборов, программного продукта;

·обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, в том числе за счет более глубокой переработки углеводородного сырья, активного использования альтернативных источников энергии и природных ресурсов;

·содействие снижению стоимости строительства жилья; подготовку высококвалифицированных молодых научных кадров;

·более интенсивное внедрение научных разработок в производство.

4. Не отставать от мировых экономических процессов и наравне конкурировать с ведущими зарубежными экспортерами и импортерами белорусским товаропроизводителям позволяет целенаправленная работа по повышению качества выпускаемой продукции, обеспечению ее соответствия международным стандартам.

Внедрение на предприятиях республики международных стандартов в определяющей степени способствует повышению конкурентоспособности белорусской продукции, устранению технических барьеров при ее поставках на мировые рынки, снижению количества рекламаций. Так, для получения права поставки в страны Евросоюза белорусской продукции уже 1 130 ее видов (электротехническая и радиоэлектронная аппаратура, медицинское оборудование, игрушки, строительные материалы) прошли подтверждение соответствия требованиям директив ЕС, в результате чего производителям предоставлено право нанесения на свою продукцию «СЕ-маркировки». В текущем году такое право получили 39 белорусских изделий – в их числе телевизоры «Горизонт», холодильники, морозильники и стиральные машины «Атлант».

В настоящее время актуальным является внедрение на белорусских предприятиях интегрированных систем качества на основе комплекса международных стандартов. Такая система объединяет уже применяемые в республике: систему управления предприятием и качеством по стандарту «ИСО 9000» (сертифицировано 1 070 предприятий); систему экологического управления по стандарту «ИСО 14 000» (сертифицировано 122 предприятия); систему управления охраной здоровья и безопасностью труда по стандарту «OHSAS 18 000» (сертифицировано 6 предприятий).

Продукция многих белорусских предприятий с иностранными инвестициями стала конкурентоспособной на рынках России и других стран СНГ благодаря льготным условиям их деятельности в статусе резидентов белорусских свободных экономических зон (СЭЗ), созданных во всех областных центрах республики и г. Минске. Например, за пределами нашей страны стали широко известны такие торговые марки как «Гефест» (производство газовых плит – СЭЗ «Брест»), «Санта Бремор» (переработка рыбы и производство мороженого – СЭЗ «Брест»), «Конте» (производство чулочно-носочных изделий – СЭЗ «Гродно»).

№ 41. Особенности организации маркетинговой деятельности в сфере нематериальных услуг.

Сфера услуг является одной из самых перспективных и быстроразвивающихся отраслей экономики. Она охватывает широкий диапазон деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования, посреднических услуг и т.д. В реальной жизни насчитывается около 200 видов услуг. Практически все организации в той тили иной степени оказывают услуги. Практика развитых стран показывает, что по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. В /РБ в настоящее время сфера услуг по темпам роста обгоняет сферу производства.

Рынок услуг не похож на другие рынки по следующим причинам:

- услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнить и оценить услугу до ее предоставления. Сравнить можно только ожидаемую выгоду и полученный результат;

- услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок.

Эти особенности и специфика услуг, неосязаемость, неспособность к хранению, изменчивость качества и неразрывность производства и потребления определяет особенности маркетинга услуг.

Маркетинг У. – это процесс разработки и реализации У., ориентированных на выявление специфических потребно-стей клиентов. Он призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор. Но, поскольку клиенту продается нечто, не имеющее материальной формы, процесс продажи сильно осложняется.

С развитием общества роль услуг в экономике заметно возрастает. Это, в первую очередь, вызывается усложнением производства и насыщением рынка сложными товарами повседневного производства. Важной причиной является НТП, ведущий к появлению новых видов деятельности, в том числе и в сфере услуг. Развитие производства, различных сфер бизнеса в н.вр. невозможно без комплекса финансовых, информационных, страховых и др.услуг. В современных условиях услуги все сильнее влияют на торговлю товарами, особенно технически сложными.

К услугам в реальной жизни относятся все виды полезной деятельности, даже не создающие материальных благ. На практике сфера услуг рассматривается как совокупность многих видов человеческой деятельности и способствует увеличению числа занятых людей.

В нашей практике можно выделить 15 видов услуг: 1) гостиницы; 2) соц. У; 3) инф. У. 4) сфера отдыха и туризм; 5) бытовые услуги; 6) сфера питания; 7) автосервис; 8) медиц. У.; 9) авиаперевозки; 10) фин. У.; 11) юрид. У. 12) сфера образования; 13) ремонтные У.; 14) кино, театры; 15) транспортные У.

Одни виды услуг требуют огромных капитальных вложений (автоперевозки); а др.(медиц. обслуж., консу-льтац.) м. обойтись небол. первонач. капиталом, но отличаются высоким профессионализмом работников.

В обществе постоянно появляются новые виды услуг: новые виды деловых, профессиональных услуг (услуги торговли недвижимостью, информационные, маркетинговые, рекламные); услуги по воспитанию и обучению детей (гувернанты, частные сады и школы, репетиторство); услуги по уходу за животными; др.

В посл. вр. получили распространение ряд определений услуг. По Хиллу: «это изменение состояния лица или товара, принадлежащего к какой-либо экономической единице, происходящее в результате деятельности другой экономической единицы с предварительного согласия первой. Такое определение позволяет рассматривать услуги как конкретный результат эк. полезной деятельности, появляющийся либо в виде товара, либо в виде непосредственной деятельности. Экон. полезность делает услугу предметом торговли. Услуги неосязаемы и не приводят к владению ими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: