double arrow

Конкурентоспособность товаров (услуг)

Под конкуренцией понимается соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей. Конкуренция может быть трех видов:

· Функциональная. Основывается на том, что любая потребность может быть удовлетворена разными способами. Например, потребность в получении образования может быть удовлетворена вузом, техникумом, колледжем, школой.

· Видовая. Конкуренты близки друг другу по многим параметрам, но отличаются каким-то существенным свойством или свойствами. Например, университеты, институты, факультеты, готовящие специалистов одного профиля.

· Маркетинговая. Возникает при полной идентичности или незначительных отличиях в предоставляемых услугах. Например, конкуренция между аналогичными вузами, расположенными в разных городах.

Принято различать ценовые и неценовые методы конкуренции. Ценовая конкуренция может приводить к получению прямого результата в виде улучшения конкурентных позиций, завоевания большей доли рынка; а также к получению дополнительного результата в виде укрепления социального престижа предприятия и предотвращения государственных ограничений его деятельности.

Неценовая конкуренция основана на качестве предоставляемых товаров и услуг. У предприятий всегда есть возможности для повышения качества своего продукта. Повышение качества услуг обычно требует значительно меньших инвестиционных вложений, чем повышение качества товара в материально-вещественной форме.

Качество и цена являются определяющими факторами конкурентоспособности товара или услуги.

Конкурентоспособность товара (услуги) – это совокупность его качественных и стоимостных характеристик, способствующих созданию превосходства перед продуктами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя. Наряду с качеством и ценой на конкурентоспособность большое влияние оказывает имидж предприятия, то есть совокупность социально-психологических характеристик, формирующих благоприятное общественное восприятие фирмы.

Для оценки конкурентоспособности товара необходимо выявить структуру конкурентного преимущества и определить рыночную силу товара. Конкурентное преимущество товара может быть обусловлено различными факторами. В общем виде эти факторы можно сгруппировать в две широкие категории, исходя из создаваемых ими преимуществ, которые могут быть внутренними и внешними (смотри рисунок 9.2). Внешнее конкурентное преимущество основано на таких качествах товара, которые образуют ценность для покупателя, и выражаются через качество, цену и сервис. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве предприятия в отношении издержек производства, управления товаром и выражается через качество, рентабельность и себестоимость. Рыночная сила товара зависит от возможности увеличения цены покупки товара без потери конкурентной позиции. Максимально возможное увеличение цены покупки определяет рыночную силу товара.

 
 

Рисунок 9.2 - Конкурентное преимущество товара

Конкурентоспособность товаров и услуг – величина относительная, выявить ее можно при сравнении с конкурентами. Для оценки конкурентоспособности используют различные показатели:

а) экономические (например, цена потребления – цена покупки плюс затраты за весь период эксплуатации);

б) организационные, характеризующие условия предоставления услуги или продажи товара;

в) классификационные, выражающие принадлежность к какому-то виду товаров или услуг;

г) нормативные, показывающие соответствие нормам, стандартам и правилам;

д) конструктивные, демонстрирующие технические решения;

е) эргономические, отражающие соответствие свойствам человеческого организма и психики;

ж) социальные, с помощью которых отражается соответствие товара или услуги особенностям личности, социальной группы и общества в целом;

з) эстетические, характеризующие способность товара или услуги вызывать положительные эмоции при зрительном восприятии.

Для оценки конкурентоспособности товара или услуги необходимо использовать только те их свойства, которые важны для потребителя.

Наиболее точная оценка конкурентоспособности может быть получена с помощью методов инженерного прогнозирования. Эта оценка осуществляется в несколько этапов.

1) формирование цели и задач исследования.

2) сбор и комплексное исследование данных о рынке, покупателях и конкурентах. На основе комплексного исследования определяют требования к товару-эталону и выбирают параметры оценки на основе изучения рынка и требований покупателей. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

3) расчет и анализ единичных и групповых показателей:

3.1) анализируются качественные параметры:

а) нормативно-производственные

Для оценки уровня нормативных параметров используется специальный показатель, который имеет только два значения – 1 или 0. Если изделие соответствует обязательным нормам и стандартам, то этот показатель равен 1, если нет – то 0. Общий показатель по нормативным параметрам (IНП) рассчитывается как произведение частных показателей по каждому параметру:

где qi – частный показатель по i-тому нормативному параметру,

m – число нормативных параметров. подлежащих оценке.

Как видно, если один из частных показателей будет равен 0, то общий показатель также будет равен 0, а значит, изделие или товар, в этом случае являются неконкурентоспособными.

б) консументные

При оценке консументных параметров устанавливается, какие свойства товара наиболее цены для покупателя (например, быстродействие, надежность, погрешность измерения и т.п.), а затем определяется соответствие свойств существующего товара этой потребности или эталону. В количественном отношении такая оценка может быть произведена по формуле:

где Кi – частный консуметный показатель по i-му параметру,

i –величина i-го параметра анализируемого изделия,

i - величина i-го параметра эталонного изделия (например, товара конкурента).

После расчёта других частных консументых показателей определяют общий показатель по консументным параметрам (ККП):

где - коэффициент значимости i-го параметра из общего числа параметров m,

m – число параметров, по которым осуществляют оценку конкурентоспособности.

Рассчитанный общий показатель ККП показывает, насколько создаваемый или уже созданный товар соответствует эталонному товару по данному параметру. Поэтому реальное значение ККП должно быть проверено на соответствие конкретной потребности:

где Pнi – величина консуметного параметра анализируемого изделия,

i– величина консуметного параметра изделия-конкурента,

3.2) анализируются экономические параметры:

Оценка экономических параметров конкурентоспособности связана с определением цены потребления анализируемого изделия и сравнением ее с ценой потребления товара-конкурента. Сравнение цен потребления производится по формуле:

где Э – общий показатель по экономическим параметрам, ЦПА – цена потребления анализируемого изделия, ЦПк – цена потребления товара-конкурента.

3.3) анализируются маркетинговые параметры

Отсутствие маркетингового сопровождения товара значительно снижает уровень его конкурентоспособности и может быть оправдано лишь в условиях дефицитной экономики. В условиях рыночной экономики, когда на смену сбытовой концепции приходят современная концепция маркетинга и концепция маркетинга взаимодействия, при оценке уровня конкурентоспособности товара необходимо учитывать маркетинговые параметры. Единичные и групповые показатели по маркетинговым параметрам могут быть рассчитаны по выражениям, аналогичным тем, которые используются при оценке качественных и экономических параметров.

4) расчет интегрального показателя уровня конкурентоспособности изделия -

При изделий считается конкурентоспособным.

5) заключение об уровне конкурентоспособности изделия и разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара, а также оценка затрат по их реализации.

Контрольные вопросы

1. Как связаны качество и конкурентоспособность товара?

2. На ваш взгляд, что первично: конкурентоспособность предприятия или конкурентоспособность его товара?

3. Какую роль играют нормативные, экономические и технические показатели качества товара для его конкурентоспособности?

4. Какие методы могут использоваться при исследовании конкурентоспособности товаров и услуг?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: