Налоговая ответственность — применение уполномоченными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налогов, налоговых санкций за совершение налогового правонарушения.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных Кодексом.
Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.
Юридическая ответственность как правовой институт включает несколько отраслевых институтов ответственности – гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и дисциплинарный. Однозначного же восприятия такого явления, как ответственность за совершение налоговых правонарушений, в современной научной литературе не выработано. Одни авторы настаивают на его самостоятельности, другие относят его к разновидности финансовой, административной или уголовной ответственности.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений предлагается рассматривать как межотраслевой институт.
Однако большинство ученых относят ответственность, установленную нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), к административной ответственности. Данная позиция основывается на следующих аргументах:
- например, любые, налагаемые на нарушителей штрафы, согласно ст.3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) относятся к административным взысканиям, а поскольку «специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства НК РФ не предусмотрено, эти меры также сводятся к применению типичного административного взыскания – штрафа»;
- особый порядок взыскания налоговых санкций характеризует не сам штраф, а схему его применения, представляющую собой процессуальную форму реализации административной ответственности, не влияющую на ее материальное содержание;
- в Определении Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ) от 05.07.01 № 130-О налоговая санкция, прописанная в ст.119 НК РФ, приравнивается к административной. Устанавливая тождество между этими понятиями, Конституционный суд исходил из того, что, поскольку налоговые санкции не относятся ни к уголовно-правовым, ни к гражданско-правовым взысканиям, в нормах Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ) закреплено положение, что «штрафные санкции, применяемые налоговыми органами за нарушение норм законодательства, направленного на обеспечение фискальных интересов государства, относятся к мерам взыскания административно-правового характера (за административные правонарушения) и осуществляются в рамках административной юрисдикции, а потому правосудие по такого рода делам, по смыслу ч.2 ст.118 и ст.126 Конституции РФ, осуществляется посредством административного судопроизводства».
На основании изложенного можно сделать вывод, что поскольку штрафные санкции в области налогообложения не имеют особой специфики, их вполне можно отождествить с административными.
Современное состояние российской правовой системы таково, что каждый из видов нарушений законодательства о налогах и сборах регулируется самостоятельной отраслью права: финансовым, таможенным, административным или уголовным.