Миссия организации

Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде (см. также модули «Общее управление организацией: принципы и процессы» и «Стратегическое управление», учебный элемент № I), если она не имеет определенных ориентиров, указы­вающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии.

Миссия — это предназначение организации, основная цель ее существования. Большинство российских руководителей не заботят­ся о выборе и формулировании миссии своей организации, считая это ненужным. Однако, как показывает практика, организация, где есть ясное представление о цели ее существования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет.

Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она вли­яет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятель­ности, какие средства готова использовать.

Миссия придает организации определенность и индивиду­альность. Она является основой для выработки целей и страте­гии организации, определяет ее организационную структуру, ока­зывает влияние на формирование организационной культуры, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также раз­делять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для орга­низации.

Факторы, влияющие на миссию организации. Цель существова­ния (миссия) зависит от ряда внешних и внутренних факторов, так как отражает интересы различных групп людей, связанных с ее деятельностью как внутри, так и за пределами организации (см. также модуль «Общее управление организацией: принципы и про­цессы», учебный элемент № 3).

На миссию организации оказывают влияние:

• рынок, который определяет спрос на продукцию и услуги;

• потребители, на удовлетворение потребностей и желаний которых направлена деятельность организации;

• основатели или руководители организации; их ценности и пред­ставление о том, для чего они создают организацию и какой хотят ее видеть;

• сотрудники, работающие в организации; от их способностей, ква­лификации, труда зависит реализация целей;

• собственники (акционеры), которые инвестируют капитал;

• партнеры (поставщики, дистрибьюторы и т.д.). которые обеспе­чивают необходимыми ресурсами и оказывают другие необхо­димые услуги;

• местное сообщество, тесно связанное с организацией, являюще­еся непосредственной средой ее существования, и его интересы (увеличение рабочих мест, создание безопасных для окружаю­щей среды технологий, продуктов, условий труда и других благ, необходимых ему);

• общество в целом, которое получает от организации часть созда­ваемого ею богатства в виде товаров, услуг, налогов, благотво­рительности и т.д., позволяющую реализовывать социальные цели и повышать его благосостояние.

Как сформулировать миссию? Типичная ошибка менеджеров состоит в том, что в качестве миссии организации формулируется получение прибыли. Между "тем прибыль представляет собой ее внутреннюю проблему. А миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация. Чтобы правильно выбрать миссию организации, в ее формули­ровке можно отразить:

• запросы, которые она призвана удовлетворять (потребителей, сотрудников, собственников и общества);

• главную цель, к которой она стремится (например, быть лиде­ром);

• продукт, который производит (услуги, работы);

• технологии, которые она использует;

• на каких рынках работает;

• какие ценности проповедует организация;

• каковы принципы ее деятельности.

Миссия факультета менеджмента университета Калгари состоит в том, чтобы «быть международно признанным лидером в менеджмент-образова­нии и научных исследованиях в области менеджмента».

Миссия организации, особенно крупной, может быть сформу­лирована очень широко, быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется бо­лее конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт (услуги).

Например, миссией автомобильной компании General Motors является «предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций по­лучат наилучшую отдачу на свои капиталовложения». А миссия дочерней компании Chevrolet сформулирована гораздо уже: «Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков».

Миссия может быть сформулирована в виде девиза или ло­зунга.

Корпоративный девиз японской компании «Омрон Татеиси электроник», отражающий интересы не только организации, но общества в целом, звучит так: «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех» или: «Своим трудом улучшим нашу жизнь и создадим лучшее общество»;

лозунг компании McDonald's, в котором отражена ее миссия: «Чисто­та, качество, сервис, быстрота»;

лозунг немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn: «Еже­часно, пунктуально, по всем направлениям».

После того как руководство определило миссию, оно должно официально сформулировать смысл существования своей органи­зации и сообщить об этом сотрудникам в доступной и понятной форме. Миссия может отражаться в таких документах, как биз­нес-план, годовой отчет, в факсах и т.п.

Выполните упражнение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: