Организация не может успешно существовать в конкурентной деловой среде (см. также модули «Общее управление организацией: принципы и процессы» и «Стратегическое управление», учебный элемент № I), если она не имеет определенных ориентиров, указывающих на то, к чему она стремится и чего хочет добиться. Такие ориентиры задаются с помощью миссии.
Миссия — это предназначение организации, основная цель ее существования. Большинство российских руководителей не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации, считая это ненужным. Однако, как показывает практика, организация, где есть ясное представление о цели ее существования, имеет больше шансов на успех, чем та, где его нет.
Миссия имеет большое значение для деловой среды. Она влияет на имидж организации, привлекает потребителей, партнеров, акционеров, так как информирует о том, что представляет собой фирма, к чему она стремится, чем руководствуется в своей деятельности, какие средства готова использовать.
Миссия придает организации определенность и индивидуальность. Она является основой для выработки целей и стратегии организации, определяет ее организационную структуру, оказывает влияние на формирование организационной культуры, так как сотрудники организации должны разделять основную цель, осознавать и вносить свой вклад в ее достижение, а также разделять ценности и принципы, которые часто отражаются в миссии. Она предъявляет требования к сотрудникам, позволяет отбирать определенный тип работников, необходимых для организации.
Факторы, влияющие на миссию организации. Цель существования (миссия) зависит от ряда внешних и внутренних факторов, так как отражает интересы различных групп людей, связанных с ее деятельностью как внутри, так и за пределами организации (см. также модуль «Общее управление организацией: принципы и процессы», учебный элемент № 3).
На миссию организации оказывают влияние:
• рынок, который определяет спрос на продукцию и услуги;
• потребители, на удовлетворение потребностей и желаний которых направлена деятельность организации;
• основатели или руководители организации; их ценности и представление о том, для чего они создают организацию и какой хотят ее видеть;
• сотрудники, работающие в организации; от их способностей, квалификации, труда зависит реализация целей;
• собственники (акционеры), которые инвестируют капитал;
• партнеры (поставщики, дистрибьюторы и т.д.). которые обеспечивают необходимыми ресурсами и оказывают другие необходимые услуги;
• местное сообщество, тесно связанное с организацией, являющееся непосредственной средой ее существования, и его интересы (увеличение рабочих мест, создание безопасных для окружающей среды технологий, продуктов, условий труда и других благ, необходимых ему);
• общество в целом, которое получает от организации часть создаваемого ею богатства в виде товаров, услуг, налогов, благотворительности и т.д., позволяющую реализовывать социальные цели и повышать его благосостояние.
Как сформулировать миссию? Типичная ошибка менеджеров состоит в том, что в качестве миссии организации формулируется получение прибыли. Между "тем прибыль представляет собой ее внутреннюю проблему. А миссия должна учитывать прежде всего потребности клиентов, которые может удовлетворить организация. Чтобы правильно выбрать миссию организации, в ее формулировке можно отразить:
• запросы, которые она призвана удовлетворять (потребителей, сотрудников, собственников и общества);
• главную цель, к которой она стремится (например, быть лидером);
• продукт, который производит (услуги, работы);
• технологии, которые она использует;
• на каких рынках работает;
• какие ценности проповедует организация;
• каковы принципы ее деятельности.
Миссия факультета менеджмента университета Калгари состоит в том, чтобы «быть международно признанным лидером в менеджмент-образовании и научных исследованиях в области менеджмента».
Миссия организации, особенно крупной, может быть сформулирована очень широко, быть диверсифицированной. На уровне подразделения или малой организации миссия формулируется более конкретно, четко и, как правило, отражает определенную сферу деятельности и производимый продукт (услуги).
Например, миссией автомобильной компании General Motors является «предоставление такого качества продукции и услуг, при котором наши покупатели будут обеспечены превосходным товаром, наши работники и деловые партнеры уверены в нашем успехе, а держатели наших акций получат наилучшую отдачу на свои капиталовложения». А миссия дочерней компании Chevrolet сформулирована гораздо уже: «Производство удобных и экономичных автомобилей и грузовиков».
Миссия может быть сформулирована в виде девиза или лозунга.
Корпоративный девиз японской компании «Омрон Татеиси электроник», отражающий интересы не только организации, но общества в целом, звучит так: «Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех» или: «Своим трудом улучшим нашу жизнь и создадим лучшее общество»;
лозунг компании McDonald's, в котором отражена ее миссия: «Чистота, качество, сервис, быстрота»;
лозунг немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn: «Ежечасно, пунктуально, по всем направлениям».
После того как руководство определило миссию, оно должно официально сформулировать смысл существования своей организации и сообщить об этом сотрудникам в доступной и понятной форме. Миссия может отражаться в таких документах, как бизнес-план, годовой отчет, в факсах и т.п.
Выполните упражнение 3.