Цели организации

На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, соци­ального, производственного, организацион­ного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.

Организация, реализуя свое предназначение (миссию), в зави­симости от состояния внешней среды и собственных возможностей может добиваться самых различных целей: повышения доходности, конкурентоспособности, потребностей улучшения работы с клиен­тами, развития сотрудников и т.п. Ориентация российских органи­заций на принципы рыночной экономики нацеливает их на получение и рост прибыли. Однако сегодня для многих организаций основной целью является выживание.

Закрытое акционерное общество «Красная заря» — предприятие по производству трикотажного белья и изделий спортивного ассортимента — имеет почти вековую историю. Сегодня на нем работают 850 работников и производят около 20 млн трикотажных изделий и свыше 2 тыс. т полотна. Оно является лидером своей отрасли. В 1993—1994 гг. за счет собственных средств был построен и введен в эксплуатацию производственный корпус площадью более 10 тыс. кв. м с самым современным оборудованием, что позволяет обновлять ассортимент выпускаемой продукции на 30%. Обес­печивается 100%-ный контроль качества. Предприятие активно расширяет сеть фирменных секций-салонов в крупных торговых домах.

Тем не менее в условиях августовского кризиса 1998 г. оно оказалось в тяжелых экономических условиях. Его цель по обеспечению средней отраслевой рентабельности была переориентирована на выживание. Была разработана рыночная стратегия, направленная на капитализацию прибы­ли и ее инвестирование в современную технику, технологию и социальную сферу, на повышение качества и конкурентоспособности продукции в сво­ем сегменте; на маркетинговую концепцию; на развитие товаропроводя-щей сети; на обучение персонала.

По мнению генерального директора Надежды Георгиевны Калини­ной, меры, принятые для реализации стратегии, помогли им не только выжить, но и восстановить некоторые потерянные позиции в своей отрас­ли, и увеличить влияние на рынке трикотажных изделий. Был сохранен самый важный ресурс организации — коллектив работников.

На вопрос, были ли они готовы к августовскому кризису, Калинина ответила: «И да, и нет. Но кризис научил нас многому. Мы убедились, что успех организации сегодня определяется не столько состоянием внутрен­ней среды предприятия, сколько динамикой внешнего окружения. По­этому мы стараемся не только стабилизировать внутреннее состояние пред­приятия, но и уделять большее внимание взаимосвязи с нашими поставщиками, потребителями и другими составляющими внешней среды».

Выполните упражнение 4.

Цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений. Организация также дает возможность работни­кам достичь личных целей, реализовать коллективно то, чего они не в состоянии осуществить индивидуально. Таким образом, в ней складывается иерархия целей. Руководитель должен коорди­нировать цели подразделений, отдельных групп и лиц, направлять их на выполнение, целей всей организации, не допуская возник­новения противоречий. Такие противоречия порождают различ­ные конфликты, которые в худшем случае могут разрушить орга­низацию.

Кроме работников организации во внешней среде существуют заинтересованные группы — покупатели, поставщики, держатели акций, кредиторы, дистрибьюторы, которые определяют ее цели ис­ходя из собственных интересов.

Например, различные группы, заинтересованные в деятельности ком­паний по производству продуктов питания, желают, чтобы цели включали:

• покупатели — производство качественной, экологически чистой продукции по приемлемым ценам;

• поставщики — сохранение связей с компанией в течение длительно­го периода, а также расчетов с ней по ценам, обеспечивающим достаточ­ный доход;

• общество — безопасное для окружающей среды, природы и людей производство товаров по минимальным ценам, увеличение рабочих мест, благотворительность;

• работники — обеспечение хороших условий труда, справедливой зарплаты и возможности продвижения;

• менеджеры — увеличение доли рынка, производственных мощнос­тей, производительности труда;

• кредиторы — сохранение устойчивого финансового положения ком­пании и выплату долгов точно в срок;

• дистрибьюторы — сохранение связей с компанией в течение дли­тельного времени и продажу им товаров по ценам, обеспечивающим дос­таточный доход;

• акционеры — максимальную отдачу от их вложений.

Из-за разнообразия этих интересов при постановке целей ру­ководство сталкивается со сложной задачей, пытаясь удовлетворить каждую из заинтересованных групп, учитывая при этом интересы организации. Противоречивые требования со стороны различных групп, заинтересованных в результатах работы организации, неред­ко приводят к необходимости принятия менеджерами сложных в этическом плане решений. Например, правильно ли увольнять работников, если после этого компания сможет более эффективно конкурировать и, no-существу, избежать банкротства (см. также модуль «Антикризисное управление», учебный элемент № 3)?

При постановке целей и принятии решений необходимо учи­тывать меру социальной и этической ответственности, которую несет организация перед обществом. Общество ждет, что организации

будут функционировать в согласии с его

интересами, предоставляя рабочие места, занимаясь охраной окружающей среды, обеспечивая справедливое обращение с работниками, производя безопасную продукцию, добросовестно относясь к покупателям. Это осознается и многими руководителями российских организаций. Примером служит описанная далее ситуация с 5-м таксомоторным парком, руководство которого определило две приоритетные, ос­новные цели: развитие таксопарка и защита окружающей среды, на реализацию которых направлены все усилия организации.

Основными требованиями, которые необходимо учитывать менеджерам при постановке целей, являются достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость (Библ. 2. С. 159-163).

Для реализации целей организации разрабатывается стратегия (см. также модуль «Стратегическое управление»). Если цели опре­деляют то, к чему стремится организация,

что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды. Общекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации; деловые стратегии — то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она про­дает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управ­ления персоналом) — то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут рас­пределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: