На основе миссии, сформулированной в общих чертах, определяются цели организации, которые отражают разнообразные конкретные направления ее деятельности с указанием сроков их выполнения. Это могут быть долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели экономического, социального, производственного, организационного характера, направленные на рост и развитие организации, стабилизацию или сокращение.
Организация, реализуя свое предназначение (миссию), в зависимости от состояния внешней среды и собственных возможностей может добиваться самых различных целей: повышения доходности, конкурентоспособности, потребностей улучшения работы с клиентами, развития сотрудников и т.п. Ориентация российских организаций на принципы рыночной экономики нацеливает их на получение и рост прибыли. Однако сегодня для многих организаций основной целью является выживание.
Закрытое акционерное общество «Красная заря» — предприятие по производству трикотажного белья и изделий спортивного ассортимента — имеет почти вековую историю. Сегодня на нем работают 850 работников и производят около 20 млн трикотажных изделий и свыше 2 тыс. т полотна. Оно является лидером своей отрасли. В 1993—1994 гг. за счет собственных средств был построен и введен в эксплуатацию производственный корпус площадью более 10 тыс. кв. м с самым современным оборудованием, что позволяет обновлять ассортимент выпускаемой продукции на 30%. Обеспечивается 100%-ный контроль качества. Предприятие активно расширяет сеть фирменных секций-салонов в крупных торговых домах.
Тем не менее в условиях августовского кризиса 1998 г. оно оказалось в тяжелых экономических условиях. Его цель по обеспечению средней отраслевой рентабельности была переориентирована на выживание. Была разработана рыночная стратегия, направленная на капитализацию прибыли и ее инвестирование в современную технику, технологию и социальную сферу, на повышение качества и конкурентоспособности продукции в своем сегменте; на маркетинговую концепцию; на развитие товаропроводя-щей сети; на обучение персонала.
По мнению генерального директора Надежды Георгиевны Калининой, меры, принятые для реализации стратегии, помогли им не только выжить, но и восстановить некоторые потерянные позиции в своей отрасли, и увеличить влияние на рынке трикотажных изделий. Был сохранен самый важный ресурс организации — коллектив работников.
На вопрос, были ли они готовы к августовскому кризису, Калинина ответила: «И да, и нет. Но кризис научил нас многому. Мы убедились, что успех организации сегодня определяется не столько состоянием внутренней среды предприятия, сколько динамикой внешнего окружения. Поэтому мы стараемся не только стабилизировать внутреннее состояние предприятия, но и уделять большее внимание взаимосвязи с нашими поставщиками, потребителями и другими составляющими внешней среды».
Выполните упражнение 4.
Цели организации являются основой для постановки целей ее подразделений. Организация также дает возможность работникам достичь личных целей, реализовать коллективно то, чего они не в состоянии осуществить индивидуально. Таким образом, в ней складывается иерархия целей. Руководитель должен координировать цели подразделений, отдельных групп и лиц, направлять их на выполнение, целей всей организации, не допуская возникновения противоречий. Такие противоречия порождают различные конфликты, которые в худшем случае могут разрушить организацию.
Кроме работников организации во внешней среде существуют заинтересованные группы — покупатели, поставщики, держатели акций, кредиторы, дистрибьюторы, которые определяют ее цели исходя из собственных интересов.
Например, различные группы, заинтересованные в деятельности компаний по производству продуктов питания, желают, чтобы цели включали:
• покупатели — производство качественной, экологически чистой продукции по приемлемым ценам;
• поставщики — сохранение связей с компанией в течение длительного периода, а также расчетов с ней по ценам, обеспечивающим достаточный доход;
• общество — безопасное для окружающей среды, природы и людей производство товаров по минимальным ценам, увеличение рабочих мест, благотворительность;
• работники — обеспечение хороших условий труда, справедливой зарплаты и возможности продвижения;
• менеджеры — увеличение доли рынка, производственных мощностей, производительности труда;
• кредиторы — сохранение устойчивого финансового положения компании и выплату долгов точно в срок;
• дистрибьюторы — сохранение связей с компанией в течение длительного времени и продажу им товаров по ценам, обеспечивающим достаточный доход;
• акционеры — максимальную отдачу от их вложений.
Из-за разнообразия этих интересов при постановке целей руководство сталкивается со сложной задачей, пытаясь удовлетворить каждую из заинтересованных групп, учитывая при этом интересы организации. Противоречивые требования со стороны различных групп, заинтересованных в результатах работы организации, нередко приводят к необходимости принятия менеджерами сложных в этическом плане решений. Например, правильно ли увольнять работников, если после этого компания сможет более эффективно конкурировать и, no-существу, избежать банкротства (см. также модуль «Антикризисное управление», учебный элемент № 3)?
При постановке целей и принятии решений необходимо учитывать меру социальной и этической ответственности, которую несет организация перед обществом. Общество ждет, что организации
будут функционировать в согласии с его
интересами, предоставляя рабочие места, занимаясь охраной окружающей среды, обеспечивая справедливое обращение с работниками, производя безопасную продукцию, добросовестно относясь к покупателям. Это осознается и многими руководителями российских организаций. Примером служит описанная далее ситуация с 5-м таксомоторным парком, руководство которого определило две приоритетные, основные цели: развитие таксопарка и защита окружающей среды, на реализацию которых направлены все усилия организации.
Основными требованиями, которые необходимо учитывать менеджерам при постановке целей, являются достижимость, гибкость, приемлемость, конкретность, измеримость и совместимость (Библ. 2. С. 159-163).
Для реализации целей организации разрабатывается стратегия (см. также модуль «Стратегическое управление»). Если цели определяют то, к чему стремится организация,
что она хочет получить как результат своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких средств и действий организация сможет достичь своих целей в условиях изменяющейся внешней среды. Общекорпоративная стратегия определяет на перспективу общее направление деятельности организации; деловые стратегии — то, как организация будет конкурировать на тех рынках, где она продает свои продукты; функциональные стратегии (маркетинговая, финансовая, производственная, исследований и разработок, управления персоналом) — то, какие продукты будет разрабатывать и производить компания, как она будет их продавать, как будут распределяться ресурсы, необходимые для выполнения поставленных целей.