Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предмет теории государства и права

Следует различать ТГиП как науку и как учебную дисциплину. ТГиП – учебная дисциплина полностью базируется на ТГиП – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. 1.Цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний. 2.Учебная дисц более субъективна, чем наука. Система ТГиП как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя. ТГиП – одна из наиболее сложных учебных дисциплин. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения, которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. В ТГиП как учебной дисциплине освещаются лишь основополагающие положения, наиболее существенные, узловые проблемы ГиП, выводы о государственно-правовой деятельности. Учеб. дисципл. «ТГиП» ставит перед собой задачу сформировать первооснову научного юридического мировоззрения у студента – юриста, а также сформировать необходимую теоретическую базу профессионального сознания юриста. Структура учеб дисциплина ТГиП выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку. Первая функция реализуется, когда изучаются основы ГиП. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридич дисциплин. Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридич действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.

ПредметомТГП являются прежде всего наиболее общие фундаментальные закономерности возникновения, развития и функционирования государственных и правовых явлений. Например, базируясь на знаниях об особенностях права отдельных стран (России, Франции, Германии, Японии и т.п.) указанная наука призвана выделить то общее, типичное, что присуще природе права вообще, сформулировать его понятие, раскрыть элементы содержания, форму выражения и закрепления, функции, место и роль права в регулировании общественных отношений.

ТГП - это наука методологическая. Разрабатываемые ею понятия и категории (норма права, правоотношение, юридическая ответственность и др.), концепции (разделение властей, правового государства, реализации права и др.) и конструкции (механизм государства, состав правонарушения и др.) используются в качестве исходных в исторических и отраслевых, прикладных и иных юридических науках в целях всестороннего и обстоятельного изучения государственно-правовой действительности.

146. Теория насилия, её сущность и основные идеи о происхождении государства

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX – начале XX вв. Её основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, – война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже осёдлого населения». Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы. К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, – писал он, – начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побеждённых, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побеждённое племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». Ф. Энгельс жёстко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государство образующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.

147. Типология правовых семей

В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый Р. Давид выделяетдва критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности».

Самый подробный перечень правовых систем современности представлен в Международной энциклопедии сравнительного права.

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов: во-первых, исторический генезис правовых систем; во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы – ведущие правовые институты и отрасли права.

Классификация правовых семей во многом определяется характером её источников: юридических, духовных и культурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германской системой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права. Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированным правом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию с общей нормой, то англо-саксонская система общего права характеризуется тем, что в её основе лежит судебный прецедент, т. е. она представляет собой систему некодифицированного права.

На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права – однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел.

В научной литературе принято выделять следующие основные правовые семьи:

- англо-саксонскую (Англия, Северная Ирландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);

- романо-германскую (страны континентальной Европы);

- мусульманскую;

- социалистическую;

- индусскую.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт. В условиях многообразия международных отношений заметна тенденция сближения и переплетения правовых систем современности.

148. Типы и формы государства, их понятие и соотношение. Факторы, определяющие


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: