Становление современной российской государственности в 1992 – 1999 году

Государственное управление в СССР в 1985 – 1991 годах

В 1985-м году после смерти К. У. Черненко к власти в стране пришёл М. С. Горбачёв. В 1985—1986 гoдах Горбачёвым проводилась так называемая политика ускорения социально-экономического развития, которая заключалась в признании отдельных недостатков существовавшей системы и попытках исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки. После январского пленума 1987 года руководством страны были начаты кардинальные реформы. Фактически новой государственной идеологией была объявлена «перестройка» — совокупность экономических и политических реформ. В ходе перестройки (со второй половины 1989 года, после первого Съезда народных депутатов СССР) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка зашла в тупик. Власти уже не могли остановить приближение распада СССР.

Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г. когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как “суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”. Провозглашался приоритет российских законов над законами СССР. Через год, 12 июня 1991 г., на всенародных выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом РСФСР. Во время августовского 1991 г. путча руководство РСФСР возглавило сопротивление ГКЧП и после срыва попытки переворота контроль над силовыми структурами (армией, МВД и др.) перешел фактически к Ельцину и его соратникам. В этот период источниками права являлись как российские норматив­но-правовые акты, так и правовые нормы бывшего СССР, действовавшие до принятия соответствующих российских актов. Важно отметить, что развернувшееся формирование российского государственного механизма про­исходило в условиях отсутствия или неэффективного функционирования новых органов власти. Ситуация осложнялась тем, что одновременно с формированием государственности шло становление новых обществен­ных отношений. Немедленно обнаружились пробелы в правовом регули­ровании важных сторон государственной и общественной жизни. Важнейшим источником права в этот сложный переходный период становятся указы, издаваемые Президентом Российской Федерации. По этой причине Съезд народных депутатов РСФСР принял Постановление № 1831-1 от 1 ноября 1991 года, расширившее законодательные полномочия Президента. В соответствии с Постановлением Президент РСФСР получал право издавать указы в случае пробелов или противоречий в законодательном регулировании банковской, биржевой, валютно-финансовой, внешнеэкономической, инвестиционной, таможенной деятельности, бюджета, ценообразования, налогообложения, собственности, земельной реформы, занятости населения и деятельности органов исполнительной власти. При необходимости он мог и изменять устаревшие нормы. При этом был четко определен круг вопросов, за пределы которого полномочия Прези­дента не должны были выходить. Однако на практике Президент издавал указы по всем предметам ведения Российской Федерации, зачастую втор­гаясь в сферу законодательных полномочий Верховного Совета РСФСР.

После Беловежского соглашения, упразднившего СССР и провозгласившего образование СНГ, 17 декабря 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление “О денонсации Договора об образовании СССР”, а 25 декабря 1991 г. изменил наименование государства на новое - Российская Федерация (Россия). Начавшиеся радикальные экономические преобразования вызывали значительное недовольство политикой руководства РФ, население теряло доверие к властям. В условиях разрыва хозяйственных связей, стремления регионов выходить из кризиса собственными силами мог произойти развал России. Сепаратизм территорий фактически был поощрен заявлением Ельцина, предложившего субъектам РФ “взять суверенитета столько, сколько кто может”, что привело к напряженности между центром и регионами. Практически все автономии объявили о своем суверенитете. 31 марта 1992 г. с большим трудом был подписан Федеративный договор (кроме Чечни и Татарстана). Он определил характер взаимоотношений между субъектами РФ и центром, разграничил предметы ведения и полномочия Москвы и регионов. Между ветвями власти возник острый конфликт. В декабре 1992 года Верховный Совет лишил Б. Ельцина «дополнительных полномочий». Ответом со стороны Президента в марте 1993 года стали Указы «О деятельности исполнительных органов для преодоления кризиса власти» и «О мерах по пре­дотвращению вмешательства политических партий и их структур в деятель­ность государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций». Развернулась работа по подготовке проекта новой Конституции, предусматривающей сильные президентские полномочия. Обострение противостояния между законодательной и исполнительной ветвями власти привело к известной монополизации власти Прези­дентом РФ на основании Указа от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Указ противоречил действующему законодательству по 10 пунктам, что дало основание Конституционному Суду РФ в ночь с 21 на 22 сентября классифицировать случившееся как государственный переворот. Этим Ука­зом была прекращена деятельность Съезда народных депутатов Россий­ской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, прерваны заседания Конституционного Суда Российской Федерации и начат про­цесс формирования нового представительного органа государственной власти - Федерального Собрания. В сентябре принимается блок важнейших указов этого периода: «Положение о федеральных органах власти на переходный период» и «Положение о выборах депутатов Государственной Думы». Принятие указов означало ликвидацию советской системы, которая приняла характер острого воо­руженного противостояния в столице (события 3-4 октября 1993 года). С нормализацией обстановки, в начале октября 1993 года, принимается важнейший Указ «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы» (№ 1609). В соответствии с Указом все правовое регули­рование отнесенных к ведению Съезда и Верховного Совета вопросов вплоть до созыва Федерального собрания осуществляется Президентом. Таким образом, в период с сентября 1993 года по 12 декабря 1993 года в стране фактически действовало президентское правление. Основным источником права являлись указы Президента. Политические оценки произошедших изменений являются дискуссионными. Однако следует иметь в виду, что указами Президента была сломана устаревшая политическая система и создана юридическая база дальнейших политических реформ. В конце ноября и начале декабря 1993 года были изданы Указы Президента «О государственном гербе РФ», «О государственном флаге РФ», «О государственном гимне РФ». 12 декабря 1993 г. прошли выборы в Федеральное собрание Российской Федерации и референдум по новой Конституции России, которая была одобрена большинством избирателей. По итогам выборов места в Государственной Думе первого созыва распределились следующим образом: «Выбор России» – 96, ЛДПР – 70, КПРФ – 65, Аграрная Партия – 47. Кроме этого депутатские мандаты получили представители движений «Женщины России» и ЯБЛоко, Партии российского единства и согласия, Демократической партии России. Совет федерации пополнился за счет представителей национальных и региональных элит, он приобрел большой вес и создал предпосылки для будущего перемещения политического влияния из центра на места. 11 января 1994 г. новый российский парламент приступил к работе. Период становления государственности в Российской Федерации завершился. В декабре 1995 г. прошли выборы в Государственную Думу второго созыва. Победу на них одержала Коммунистическая Партия РФ получившая 36% мест. 12% завоевало проправительственное общественно-политическое движение «Наш дом – Россия». 11% - ЛДПР, 10% - блок ЯБЛоко. Состав Думы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Особую остроту и драматичность событиям придавала нестабильность в стране, вызванная, в частности, напряженностью в межнациональных отношениях. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Здесь развернулись вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В декабре 1994 г. на территорию Чечни, стремившейся выйти из состава России любимы средствами, были введены федеральные вооруженные силы. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. когда из мятежной Чечни были выведены российские войска, а в республике проведены президентские выборы. В 1996 г. состоялись очередные выборы Президента России. Первый тур выборов состоялся 16 июня. Основная борьба развернулась между Б.Н. Ельциным и лидером коммунистов Г.А. Зюгановым. Они и вышли во второй тур, который состоялся 3 июля 1996 г. За Ельцина проголосовали 55% избирателей, за Зюганова – 40,7%. Победа Ельцина означала неизменность прежнего курса России. Весь период работы Государственной Думы второго созыва продолжалось противостояние Президента Ельцина и его сторонников и оппозиционных ему депутатов. Ситуация осложнялась частыми болезнями главы государства и многочисленными сменами глав правительства. После отставки В.С. Черномырдина весной 1998 г. кабинет министров возглавляли: С.В. Кириенко (с марта 1998 г.), Е.М. Примаков (с сентября 1998 г.), С.В. Степашин (с мая 1999 г.). С августа 1999 г. Правительство стал возглавлять В.В. Путин, до этого занимавший должность директора Федеральной службы безопасности РФ. Значительным потрясением для страны стало вторжение в августе 1999 г. отрядов чеченских боевиков, поддерживаемых международными террористами, в Дагестан и взрывы террористами жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске. Федеральные силы вновь были введены на территорию Чечни для уничтожения сил террористов. Новая операция превратилась в полномасштабную войну с многочисленными жертвами. Активные боевые действия в Чечне завершились к лету 2000 г., но боевики перешли к тактике партизанской войны. На состоявшихся 19 декабря 1999 г. выборах в Государственную Думу Третьего созыва большинство мест получила КПРФ. Немного отстало Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»), поддерживаемое Кремлем и Правительством. В новую Думу вошли: блок «Отечество - Вся Россия», Союз правых сил, ЛДПР и ЯБЛоко. 31 декабря 1999 г. за 6 месяцев до истечения срока полномочий первый Президент России Б.Н. Ельцин ушел со своего поста, назначив исполняющим обязанности Президента РФ В.В. Путина. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные президентские выборы, на которых с большим отрывом от главного соперника лидера КПРФ Г.А. Зюганова, уже в первом туре победил В.В. Путин. Правительство возглавил М.М. Касьянов. Активная и сбалансированная внутренняя политика В.В. Путина способствует сохранению высокого уровня доверия Президенту, поддержке его инициатив по реформированию вертикали власти. В том числе, введению системы семи федеральных округов, изменению принципа формирования Совета Федерации. Российское общество в целом стало отличать большее единство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: