Упражнение 3 3. Какие чувства Вы испытываете в конфликте при реальном реагировании

Инструкция: выберите какого-либо человека, с которым Вам часто приходится общаться. Оцените то, как складываются Ваши отношения, используя следующий бланк, в котором приведены противоположные по смыслу слова. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре Вы поместите знак “X”, тем более выражен признак Ваших взаимоотношений. Предложите выбранному Вами человеку независимо от Вас тоже заполнить бланк. Сравните и обсудите полученные результаты. “Гуманизированы” или “дегуманизированы” Ваши отношения?

дружелюбие             враждебность
согласие             несогласие
удовлетворенность             неудовлетворенность
увлеченность             равнодушие
продуктивность             непродуктивность
теплота             холодность
сотрудничество             отсутствие сотрудничества
взаимная поддержка             недоброжелательность

3. С пецифические приемы стимулирования поведения. Не всегда удается строить и осуществлять поведение, сообразуясь с собственными мотивами и стремлениями. Наше поведение нередко стимулируется окружающими, их отношением к нам, оценками, возможностью диктовать свою волю. Иными словами, каждый человек в той или иной ситуации рискует оказаться жертвой чьей-либо манипуляции, состоящей в том, что другие люди используют специфические средства стимулирования нашего поведения. Примерами таких средств могут быть стремление вызвать тревожность, чувство вины. втянуть в конфликт.

Для иллюстрации и тренировки выполните два следующих упражнения, раскрывающие особенности Вашего поведения в конфликте.

Упражнение 4.Конфликт - континиум”

Инструкция: Как Вы обычно реагируете на ситуацию, которую считаете

конфликтной? Поставьте знак "Х" на предложенной шкале отражающей Вашу обычную реакцию:

                       
           


Кипит от злости, Мухи не обидит,

даже, если это никогда не бу-

ухудшает ситуацию дет бороться за

свои инересы

Объясните, почему отметка стоит именно на этом месте шкалы. Приведите примеры. Поставьте еще один знак "Х" в точке, которая отражала бы то, как Вы хотели бы реагировать.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на следующие вопросы:

1. Есть ли разница между желаемым и реальным реагированием на конфликт?

2. Что мешает перейти в желаемую позицию?

3. Какие чувства Вы испытываете в конфликте при реальном реагировании?

4. Действовали ли Вы когда-нибудь из желаемой позиции? Как Вы чувствовали себя при этом?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Упражнение 5.Лист для регистрации конфликтов”

Инструкция: Вспомните конфликты, в которых Вам приходилось принимать участие в последнее время. Заполните следующую таблицу:

с кем произошел конфликт описание конфликтной ситуации повод для конфликта кто победил в конфликте
    я другой оба никто
Близкий родственник Собственный ребенок Родители Близкий друг Незнакомый человек Начальник Клиент Коллега Подчиненный          

§ 2. Интра-психологические факторы ТЖС.

К рассмотрению интра-психологических факторов ТЖС можно подходить по-разному. Есть возможность обратиться к “жизненным мирам”личности, ее “сценарным позициям”, особенностям образа - Я (см. гл. 2) или индивидуальным качествам - совйствам темперамента, чертам характера и т.п. Мы, однако, возьмем за основу мотивационную сферу, т.к. мотивы индивидуальности, направляя и регулируя поведение человека, являются важным механизмом, определяющим поведение и в ТЖС. Главная мысль состоит в том, что к переживанию той или иной ситуации как “трудной” ведет фрустрация тех или иных мотивов. Термин фрустрация означает субъективное переживание человеком невозможности добиться желаемого, реализовать тот или иной мотив. Фрустрация тех или иных мотивов рассматривается в качестве факторов, обусловливающих ТЖС.

1. Фрустрация мотивов получения признания и адекватной самооценки.

Мотивация получения признания и адекватной самооценки признается одной из базовых в различно ориентированных психологических направлениях. Переживание невозможности добиться успеха разрушительно действует на психическое здоровье индивида, вызывая неуверенность в себе, чувство вины, симптомы разрушения "ego". В психологической литературе неоднократно обосновывался вывод, что надежными критериями эффективного поведения и эмоционального комфорта являются: ожидание успеха (надежда), ориентация на достижения, инициатива и способность противостоять тревожности. При этом эти критерии одновременно соответствуют признакам адекватной самооценки.

2. Фрустрация мотивов самореализации иобретения смысла совершаемых усилий.

Эта группа "экзистенциальных" мотивов важна для сохранения переживания психологической вовлеченности в социальные процессы, противостояния одиночеству, как социальному и психологическому феномену Здесь с большой силой проявляются индивидуальные различия, отражающие личностную историю человека, его ценностные и смысловые ориентации, индивидуально-психологические особенности.

К. Грейвз классифицируя экзистенциальные социальные мотивы, приводит их типологию: а) аутизм: стремление получать средства существования; б) структурализация: стремление найти универсальные средства достижения стабильности; в) социоцентризм: стремление расширить сферу влияния; г) агрессивный индивидуализм: стремление к адекватной самооценке; д) пацифический индивидуализм: стремление к получению и переработке в личных интересах поступающей из окружающей среды информации.

3. Фрустрация мотивов принадлежности к значимым социальным сруктурам.

Согласованность и упорядоченность разнообразных социальных структур необходима для снижения уровня неопределенности и непредсказуемости, порождаемых многообразием и сложностью социальных переменных. С другой стороны, необходимость адаптации к требованиям социальных структур может вступать в противоречие со стремлением к свободе самовыражения и самоактуализации индивидов. На первый план в в регулировании взаимоотношений индивида и социальных институтов выходят особенности ролевой ситуации (ролевая неопределенность, ролевая перегрузка, ролевой конфликт) и соответствие индивидуальных и социальных ценностей.

Таким образом, при определении причин или источников ТЖС полезно не ограничиваться каким-либо одним взглядом - ситуативным или интра-психологическим. Трудная жизненная ситуация - есть результат взаимодействия как объективных, так и субъективных факторов. Для того, чтобы лучше понять и научиться использовать предложенную модель, выполните следующее упражнение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: