Упражнение 6. Цель: тренировка в распознавании источников ТЖС, определении собственных сильных и слабых сторон

Цель: тренировка в распознавании источников ТЖС, определении собственных сильных и слабых сторон.

Процедура: Вспомните какую-либо ситуацию своей жизни, которую Вы склонны рассматривать как сложную. Как можно более подробно письменно опишите ее (такое описание должно занимать не менее 1 -1,5 страниц). Если Вам сложно описать ситуацию собственной жизни, воспользуйтесь литературными примерами. Проанализируйте описанную Вами ситуацию в соответствии со следующей схемой: в каждом прямоугольнике сформулируйте факты, относящиеся к ситуативным или интра-психологическим факторам описанной Вами ТЖС.

               
   
 
   
  тжс
 
 
 
   


После того, как такой анализ проведен, вспомните, удалось ли вам успешно преодолеть ТЖС? Какие из ваших индивидуально-психологических качеств оказались полезными в совладании с ситуативными источниками? интра-психологическими источниками? Каких качеств не хватило? хотелось бы иметь? Составьте список тех и других качеств, включив в каждую группу минимум семь:

Качества, способствовавшие Качества, препятствовавшие

успешному совладанию с ТЖС успешному совладанию с ТЖС

1................. 1...................

2................. 2...................

3................. 3...................

4................. 4...................

5................. 5...................

6................. 6...................

7................. 7...................

2. Выполните еще несколько упражнений, которые направлены на рефлексию собственных индивидуальных качеств, способствующих саморазвитию.

Упражнение 1.

Инструкция 1: познакомьтесь с содержанием следующего небольшого текста:

“Существует целый ряд различных классификаций мотивов. Автором одной из них является американский психолог Дж. Белл. Он выделяет несколько мотивов и утверждает, что ведущая мотивация определяет соответствующий тип индивидуальности.

Мотив власти. Мотив власти требует от человека контролировать ситуацию, занимать доминирующую позицию в любой группе. Он также определяет стремление к упорядоченной систематизированной жизни. Человек с выраженной мотивацией власти не любит двусмысленности и непределенности. Он видит мир в ясных категориях и, сталкиваясь с необычными или трудными ситуациями, может проявлять догматизм и упрямство.

Мотив агресси (нападения). Этот мотив проявляется в стремлении освободиться от напряжения, вызванного накопившейся враждебностью, не принимая при этом ответственность и сохраняя независимость. Такой человек стремится навязывать другим свои планы, не выдвигая при этом никаких идей по их осуществлению. Он любит спорить, бывает саркастичен, циничен.

Мотив избегания (уклонения). Самое главное для носителя такой мотивации - избежать неудачи. Цель его жизни - спрятаться, оказаться свободным от проблем. Поэтому такой человек часто попадает в зависимость от других, хочет, чтобы его вели и наставляли. Низкая самооценка ведет к предпочтению стабильности, неизменности существующих условий. Отсюда - неприятие риска и стремление ограничится близкими и легко достижимыми целями.

Мотив присоединения (привлечения к себе). Человек, у которого этот мотив ведущий, делает все, чтобы завоевать расположение окружающих. Поэтому он всегда приветлив, со всеми ладит. Он предпочтет оставаться в дружеских отношениях, чем направить усилия на изменение неблагоприятной ситуации.

Мотив исполнения (выполнения). Человек с выраженным мотивом исполнения стремится к престижу и признанию. Поэтому он маневрирует, проявляет гибкость в общении с целью произвести благоприятное впечатление. Его поведение соответствует принятым нормам респектабельности. Соотвественно, он очень легко может менять свои убеждения и позиции, когда нужно приспособиться к изменившейся ситуации. Он стремится делать то, что укрепит его имидж и престиж.

Мотив достижения (самореализации). Мотив достижения направляет усилия человека на полное раскрытие своего потенциала, на достижение высшего уровня развития сил и способностей. Он ориентирован скорее на решение проблем и достижение целей, чем на реализацию эгоцентрических интересов. Его самооценка высока, и поэтому он ставит перед собой достаточно высокие, но реалистичные цели. Ему нравится получать обратную связь о результатах своей работы и быть открытым для поиска новых нестандартных путей достижения целей.

Описанные мотивы, и соответственно, типы индивидуальности можно назвать "чистыми" типами, и,конечно, каждый человек достаточно сложен и динамичен, чтобы соответствовать только одному из них. В то же время среди всех мотивов имеется один доминирующий, который в основном и опрелеляет наше поведение и наиболее заметен тем людям, с которыми мы вместе живем или работаем. Второй по значимости мотив оказывает меньше влияния на поведение и менее заметен окружающим и т.д. Поэтому, когда мы оцениваем людей, мы имеем возможность распознать не более двух-трех мотивов и при этом с трудом выделить главный”

Инструкция 2: Припомните 3-4 трудных жизненных ситуаций, в которых вы оказывались в последнее время. Кратко опишите их. Это могут быть случаи, связанные с работой, общением, вашим участием в конфликте и т.п. Воспользуйтесь предлагаемой ниже таблицей, чтобы соотнести свое поведение с обозначением того или иного мотива. Для этого отметьте знаком “Х”, какие мотивы преимущественно определяли поведение в каждой ситуации (2-3).

ТЖС Мотив
  власти агресии избегания присоединения исполнения достижения
1............... 2.............. 3..............            

Самостоятельно или в дискуссии обсудите следующие вопросы:

*К какому способу поведения я обычно прибегаю, оказавшись в ТЖС?

*Согласятся ли другие люди с моим мнением по поводу моего типичного поведения?

*Какое мое поведение мешало успешно справиться с ТЖС? Какое помогало?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: