Направления:
- м-я из развивающихся стран и стран с переходной эк-кой в развитые страны,
- м-я между развитыми стр-ми,
- м-я между развивающимися стр-ами,
- м-я высококв-й раб.силы из экономически развитых стран в развивающиеся страны.
Использование иностранной рабочей силы оказывает значительное влияние на экономику как стран – доноров, так и стран–реципиентов, причем это влияние имеет как положительный, так и отрицательный эффект.
Для стран–реципиентов можно выделить следующие положительные эффекты от привлечения иностранной рабочей силы:
1. Повышение конкурентоспособности национальных товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы.
2. Мультипликационный эффект (стимулирование иностранной рабочей силой производства и занятости в стране пребывания).
3. Экономия на затратах на образование и профессиональную подготовку (при импорте квалифицированной рабочей силы).
4. Увеличение доходов госбюджета из-за роста налогов.
|
|
5. Экономия средств на пенсии, социальные пособия.
К негативным последствиям относятся:
1. Обострение ситуации на национальном рынке труда. Усиление тенденции к снижению цены рабочей силы, в том числе и национальной.
2. Увеличение расходов госбюджета вследствие выплат пособий по бедности, возможной перегрузки общественных школ.
Страны – доноры получают следующие выгоды от участия в процессе международной трудовой миграции.
1. Экспорт рабочей силы – важный источник поступления в страну свободно конвертируемой валюты.
2. Уменьшается давление избыточных трудовых ресурсов и социального напряжения в стране.
3. Рабочая сила бесплатно обучается новым профессиональным навыкам, знакомится с передовой организацией труда и т.п.
4. Международные экономические организации и страны – реципиенты участвуют в финансировании социально-экономических программ стран-доноров, нацеленных на создание новых рабочих мест.
Среди негативных последствий для них можно выделить следующие:
1. Экономический ущерб от потери части трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте.
2. Потеря затрат на общеобразовательную и профессиональную подготовку иммигрантов.
Современные центры притяжения:
· Важнейшим центром мирового рынка труда является Западная Европа.
· В 70-х гг. ХХ в. стремительно сформировался мировой рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока (в этом регионе своеобразным центром миграции, формально этнической, а по сути трудовой, стал Израиль).
· Североамериканский рынок рабочей силы традиционно принадлежит США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов
|
|
· Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии.
· В АТР основными импортерами рабочей силы являются Бруней. Япония. Гонконг, Малайзия, Сингапур. Республика Корея, Тайвань, Пакистан.
· В Латинской Америке наиболее распространенной формой миграции является сельская сезонная, а также кратковременная – на работу в машиностроительных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК.
· Африке присуща внутренняя миграция. Принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сферах, как алмазо- и золотодобыча, добыча урана.
В РБ также обострилась проблема массовой нелегальной иммиграции из стран Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока. Нелегальные мигранты прибывают в Беларусь, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам, а также напрямую нарушают правила въезда. Зачастую нелегалы рассматривают Беларусь как транзитное государство для последующей нелегальной эмиграции в страны Западной Европы.Трудовая иммиграция имеет тенденцию к росту в РБ, в основном за счет строителей, привлеченных на строительство рынков, жилых домов и ремонта зданий производственного назначения. Нормативно-правовые документы РБ закрепляют принцип приоритетности права белорусских граждан на занятие вакантных мест и ограничение притока иностранной рабочей силы. Предприятия, организации и учреждения должны убедительно аргументировать целесообразность привлечения иностранной рабочей силы и приобрести в этих целях специальное разрешение.