Характеристика международной безопасности

Международная безопасность - система международных отношений, основанная на соблюдении всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, исключающая решение спорных вопросов и разногласий между ними с помощью силы или угрозы.

Принципы международной безопасности предусматривают:

Ø утверждение мирного сосуществования в качестве универсального принципа межгосударственных отношений;

Ø обеспечение равной безопасности для всех государств;

Ø создание действенных гарантий в военной, политической, экономической и гуманитарной областях;

Ø недопущение гонки вооружений в космосе, прекращение всех испытаний ядерного оружия и полная его ликвидация;

Ø безусловное уважение суверенных прав каждого народа;

Ø справедливое политическое урегулирование международных кризисов и региональных конфликтов;

Ø укрепление доверия между государствами;

Ø выработка эффективных методов предотвращения международного терроризма;

Ø искоренение геноцида, апартеида, проповеди фашизма;

Ø исключение из международной практики всех форм дискриминации, отказ от экономических блокад и санкций (без рекомендаций мирового сообщества);

Ø установление нового экономического порядка, обеспечивающего равную экономическую безопасность всех государств.

Неотъемлемая часть международной безопасности - действенное функционирование закрепленного Уставом ООН механизма коллективной безопасности (Глобалистика: Энциклопедия).

Основными способами обеспечения международной безопасности являются:

Ø двусторонние договоры об обеспечении взаимной безопасности между заинтересованными странами;

Ø объединение государств в многосторонние союзы;

Ø всемирные международные организации, региональные структуры и институты для поддержания международной безопасности;

Ø демилитаризация, демократизация и гуманизация международного политического порядка, установление верховенства права в международных отношениях.

В зависимости от масштабов проявления различают следующие уровни международной безопасности:

1) национальный,

2) региональный и

3) глобальный.

69 Военная безопасность страны.

При обеспечении военной безопасности руководство страны ведущую роль отводит СЯС (стратегическим ядерным силам), прежде всего на стратегическом и оперативно-тактическом уровне.
Угрозы военной безопасности. Угрозы военной безопасности государства и общества большинство отечественных исследователей, например В. Золотарев, классифицирует на две основные группы - внешние и внутренние.
В числе внешних угроз военной безопасности выделяются:
1) локальные войны и конфликты в пределах постсоветского пространства (Грузия, Молдова, Азербайджан и др.);
2) наличие у многих государств ядерного оружия и других видов оружия массового поражения;
3) вооруженные конфликты в непосредственной близости от границ Российской Федерации (Афганистан, Ирак);
4) распространение новейших военных технологий;
5) изменение стратегической стабильности (связанной с доминированием США в современном мире);
6) территориальные претензии к России со стороны ряда стран (официально не оформленные, идущие в разрез с международными соглашениями, но оказывающие определенное влияние на политику этих государств в отношении России).
Среди внутренних угроз в качестве наиболее актуальных для обеспечения военной безопасности России выделяют:
1) трудности социально-экономического характера, связанные с поддержанием оборонного потенциала государства;
2) военно-техническое отставание по разработке перспективных направлений НИОКР, слабое развитие военной инфраструктуры, деградация ВПК;
3) деятельность на территории России незаконных вооруженных формирований, осуществляющих крупномасштабные террористические акты;
4) падение престижа воинской службы, трудности комплектования и финансирования.
Принципы государственной политики в обеспечении военной безопасности. Обеспечение военной безопасности России на современном этапе предполагает учет нескольких основополагающих принципов, определяющих направление и характер деятельности органов государственного управления в этой сфере. В этом плане важную роль играют принципы:
• законности;
• соответствия интересов государства интересам общества и личности;
• единства государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
• сотрудничества с международной системой безопасности;
• информационной открытости деятельности по обеспечению военной безопасности (в пределах законов Российской Федерации).
Правовые основы обеспечения военной безопасности. Соблюдение принципа законности предполагает, что деятельность органов государственного управления и отдельных должностных лиц в деле обеспечения военной безопасности современного российского государства осуществляется исключительно в рамках и порядке, установленных нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В этой связи можно указать несколько категорий нормативно-правовых документов, содержание которых полностью или частично определяет правовые основы деятельности по обеспечению военной безопасности Отечества:
1. Конституция Российской Федерации (ст. 59).
2. Федеральные законы (например, закон РФ от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; закон РФ от 05.03.1992 г. № 2446-I «О безопасности» и др.).
3. Конституционные и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
4. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
5. Международные договоры Российской Федерации (например, Гаагские конвенции 1907 г., установившие основные положения права войны и права мира; Женевские конвенции 1949 г.; Конвенция 1972 г. о неприменении бактериологического оружия; III-я Женевская конвенция 1949 г. «Об обращении с военнопленными» и др.).
Основные направления государственной политики по обеспечению военной безопасности. В качестве основных направлений обеспечения военной безопасности страны в настоящий период времени указывается:
1) осуществление военного строительства с учетом обеспечения гарантированного сдерживания потенциального агрессора от агрессии против России, ее союзников, от развязывания мировой ядерной и обычной войн;
2) проведение военно-технической политики, основанной на соответствии военно-технического и производственного потенциала потребностям обороны, ориентированной на экономическую обоснованность и эффективность использования материальных средств, выделяемых на оборону, предполагающей оптимальное соотношение различных систем оружия;
3) ограничение вооружений на основе равенства запрета ядерных испытаний.
Структура руководства по обеспечению военной безопасности России. В структуре руководства по обеспечению военной безопасности современной России можно выделить три основных элемента.
1. Органы государственной власти и управления, осуществляющие военно-политическое руководство включают в себя:
• Президента Российской Федерации, выступающего в качестве Верховного главнокомандующего вооруженными силами страны.
• Совет обороны, в котором в качестве председателя выступает Президент РФ, а заместителя председателя - премьер-министр Правительства РФ.
• Министр обороны.
• Генеральный штаб.
• Главкомы видов вооруженных сил и руководители «силовых» ведомств - МВД, ФСБ и др.
• Федеральное собрание, утверждающее военный бюджет страны на текущий финансовый год.
• Правительство Российской Федерации.
• Судебные органы (военные суды и военная прокуратура).
2. Органы военно-технического руководства:
• Министр обороны.
3. Органы оперативно-стратегического руководства:
• Генеральный штаб.

70 Пограничная безопасность России.

Пограничная безопасность

"...Пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества игосударства в пограничном пространстве Российской Федерации..."

Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России) – федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также решение задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере.

Основными задачами ФПС России являются:

Ø руководство органами и войсками ФПС и организация защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, охраны морских биологических ресурсов;

Ø организация защиты государственных границ государств – участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений);

Ø защита интересов Российской Федерации в сфере охраны морских биологических ресурсов;

Ø организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации;

Ø организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов и войск ФПС России и обеспечение взаимодействия с органами, осуществляющими эти виды деятельности в Российской Федерации и в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств – участников Содружества Независимых Государств;

Ø участие в охране дипломатических представительств Российской Федерации за границей.

Сегодня от Балтики до Тихого океана ежедневно на службу по охране Государственной границы Российской Федерации заступают более 11 тысяч пограничных нарядов, десятки экипажей пограничных кораблей, катеров, самолетов и вертолетов. На всех участках границы пограничники решительно противостоят вооруженным нарушителям границы, контрабандистам, самоотверженно отстаивают интересы России.

День пограни́чника — профессиональный праздник личного состава Пограничных войск КГБ СССР.

Отмечается ежегодно 28 мая.

71 Информационная безопасность страны, ведомства, банка, фирмы и т. д.

Информационная безопасность[3] — это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

Конфиденциальность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, связанное с тем, что они не станут доступными и не будут раскрыты для неуполномоченных лиц.
Целостность: неизменность информации в процессе ее передачи или хранения.
Доступность: свойство информационных ресурсов, в том числе информации, определяющее возможность их получения и использования по требованию уполномоченных лиц.

Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.
Информационная безопасность организации — состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: