Связь выручки, затрат и прибыли предприятия

Денежное выражение объема реализованной продукции (выручка), издержки (затраты) и чистый доход (прибыль) прямо и непосредственно связаны друг с другом. Основой определения их взаимовлияния и взаимосвязи является группировка затрат на переменные и условно-постоянные, что имеет огромную теоретическую и практическую значимость. В западной экономике этот метод получил название директ костинг (direct costing) и в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли.

Связь между объемом продаж и структурой издержек можно представить графически (рис. 2). Из этой графической зависимости следуют важные выводы, ставшие экономическими постулатами:

· предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реализации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки;

· точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности, или точкой перегиба, или точкой перелома (break even point). Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и предприятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия.

Выручка Зона

Издержки прибыльности


Точка Общие издержки

безубыточности

Переменные издержки

Зона

убыточ- Постоянные издержки

ности

 
 


Ккр

В реальной жизни экономисты редко пользуются приемами поиска координат точки безубыточности на основе графических методов. Для этих целей широко применяются формальные подходы, позволяющие не только определить координаты точки безубыточности, но и исследовать количественные взаимосвязи между различными элементами выручки. Приведем эти соотношения:

ВР = К × Ц;

С = К × Зпер + Зпост;

П = ВР – С;

где ВР – выручка от реализации продукции; К – количество продукции в натуральном выражении; Ц – цена за единицу продукции; Зпер – переменные затраты на единицу продукции; Зпост – постоянные затраты; С – себестоимость продукции; П – прибыль.

Используя приведенные соотношения, получаем:

П = К × Ц – (К × Зпер + Зпост) = К × (Ц – Зпер) – Зпост.

В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточности прибыль в этой точке равна нулю (П = 0). Это наступает при определенном критическом объеме производства (Ккр):

Ккр = Зпост / (Ц – Зпер).

Критический объем производства в денежном выражении определяется по формуле

Ккр = Зпост / (1 – Зпер / Ц),

где Зпер / Ц – удельный вес переменных затрат в цене товара.

Положение точки безубыточности задано исходными параметрами. Учет изменений этих параметров позволяет определить:

1) объем продукции для обеспечения установленной суммы прибыли:

К = (П + Зпост) / (Ц – Зпер);

2) предельный уровень цен:

Ц = Зпер + (П + Зпост) / К.

Таким образом, некоторые допущения и соответственно погрешности в вычислениях от представления зависимости выручки, затрат и прибыли друг от друга, от цен и количества реализованной продукции в виде линейной функции позволяют решить один из основных вопросов финансово-хозяйственной деятельности:

· сколько продукции выпускать;

· каков минимально достаточный объем производства;

· какова минимальная цена продукции?

Рентабельность – это относительный показатель эффективнос­ти производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.

В основе построения коэффициентов рентабельности лежит от­ношение прибыли (чаше всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.

Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:

Показатель рентабельности Формула счета Назначение
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства Прибыль в расчете
× 100%
на единицу продукции

Себестоимости

единицы продукции

Прибыль в расчете

× 100%
на товарный выпуск

Себестоимость

товарной продукции

Балансовая (чистая)

× 100%
прибыль

Сумма основных

производственных

фондов и материальных

оборотных средств

Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия
Рентабельность реализации (продаж)

Прибыль от реализации

× 100%
продукции

Выручка от реализации

Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов

× 100%
Прибыль

Совокупные активы

× 100%
Прибыль

Текущие активы

× 100%
Прибыль

Чистые активы

Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов
Рентабельность собственного капитала

Балансовая (чистая)

× 100%
прибыль

Собственный капитал

Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит

Наиболее часто используются показатели рентабельности акти­вов (капитала), чистых активов, собственного капитала и реализа­ции (продаж).

Показатели рентабельности взаимосвязаны. Так, если умножить рентабельность реализации (продаж) на оборачиваемость активов, получим рентабельность активов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: