Денежное выражение объема реализованной продукции (выручка), издержки (затраты) и чистый доход (прибыль) прямо и непосредственно связаны друг с другом. Основой определения их взаимовлияния и взаимосвязи является группировка затрат на переменные и условно-постоянные, что имеет огромную теоретическую и практическую значимость. В западной экономике этот метод получил название директ костинг (direct costing) и в широком смысле трактуется как метод управления затратами с целью максимизации прибыли.
Связь между объемом продаж и структурой издержек можно представить графически (рис. 2). Из этой графической зависимости следуют важные выводы, ставшие экономическими постулатами:
· предприятие может зарабатывать прибыль, если объем реализации его продукции будет превышать некоторый критический объем выручки;
· точку пересечения кривой общих издержек с кривой выручки от реализации принято называть точкой безубыточности, или точкой перегиба, или точкой перелома (break even point). Лишь при переходе этой точки наступает окупаемость всех издержек, и предприятие становится прибыльным. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия.
|
|
Выручка Зона
Издержки прибыльности
Точка Общие издержки
безубыточности
Переменные издержки
Зона
убыточ- Постоянные издержки
ности
Ккр
В реальной жизни экономисты редко пользуются приемами поиска координат точки безубыточности на основе графических методов. Для этих целей широко применяются формальные подходы, позволяющие не только определить координаты точки безубыточности, но и исследовать количественные взаимосвязи между различными элементами выручки. Приведем эти соотношения:
ВР = К × Ц;
С = К × Зпер + Зпост;
П = ВР – С;
где ВР – выручка от реализации продукции; К – количество продукции в натуральном выражении; Ц – цена за единицу продукции; Зпер – переменные затраты на единицу продукции; Зпост – постоянные затраты; С – себестоимость продукции; П – прибыль.
Используя приведенные соотношения, получаем:
П = К × Ц – (К × Зпер + Зпост) = К × (Ц – Зпер) – Зпост.
В соответствии с экономическим смыслом точки безубыточности прибыль в этой точке равна нулю (П = 0). Это наступает при определенном критическом объеме производства (Ккр):
Ккр = Зпост / (Ц – Зпер).
Критический объем производства в денежном выражении определяется по формуле
Ккр = Зпост / (1 – Зпер / Ц),
где Зпер / Ц – удельный вес переменных затрат в цене товара.
Положение точки безубыточности задано исходными параметрами. Учет изменений этих параметров позволяет определить:
|
|
1) объем продукции для обеспечения установленной суммы прибыли:
К = (П + Зпост) / (Ц – Зпер);
2) предельный уровень цен:
Ц = Зпер + (П + Зпост) / К.
Таким образом, некоторые допущения и соответственно погрешности в вычислениях от представления зависимости выручки, затрат и прибыли друг от друга, от цен и количества реализованной продукции в виде линейной функции позволяют решить один из основных вопросов финансово-хозяйственной деятельности:
· сколько продукции выпускать;
· каков минимально достаточный объем производства;
· какова минимальная цена продукции?
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаше всего в расчет включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия.
Показатели рентабельности можно подразделить на следующие основные группы:
Показатель рентабельности | Формула счета | Назначение | ||||||
Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства | Прибыль в расчете
Себестоимости единицы продукции Прибыль в расчете
Себестоимость товарной продукции Балансовая (чистая)
Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств | Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия | ||||||
Рентабельность реализации (продаж) | Прибыль от реализации
Выручка от реализации | Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации | ||||||
Рентабельность активов (капитала) Рентабельность текущих активов Рентабельность чистых активов |
Совокупные активы
Текущие активы
Чистые активы | Характеризует отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов | ||||||
Рентабельность собственного капитала | Балансовая (чистая)
Собственный капитал | Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала, в том числе после уплаты налогов и процентов за кредит |
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов (капитала), чистых активов, собственного капитала и реализации (продаж).
Показатели рентабельности взаимосвязаны. Так, если умножить рентабельность реализации (продаж) на оборачиваемость активов, получим рентабельность активов.