Структура речевого дефекта при артикуляторно-фонетической дислалии

Причина: неправильно сформированные артикуляционные уклады

 
 


Дефект: нарушение произношения (искажение, отсутствие)

Педагогический диагноз: фонетическое недоразвитие (фонетический дефект).

Логопедическое заключение: фонетическое недоразвитие у ребёнка с артикуляторно-фонетической дислалией.

Б.М. Гриншпун выделяет смешанную форму дислалии. Симптоматика при данной форме дислалии представляет варианты комбинаций проявлений акустико-фонематической и артикуляторно-фонетической дислалии; артикуляторно-фонематической и артикуляторно-фонетической дислалии. В речи ребёнка со смешанной формой дислалии будут встречаться все дефекты произношения: замена, смешение, отсутствие, искажение звуков. Фонематический слух при данной форме нарушен, поэтому дефекты произношения отражаются на письме. Педагогический диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие.

В логопедической практике может представлять определённую сложность дифференциальная диагностика акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической дислалии на основании сходства симптоматики. Уточнить клинический диагноз в данном случае возможно в ходе коррекционного процесса: если работа над формированием артикуляционного уклада и введением звука в речь представляет для ребёнка большую сложность, а работа над различением звуков идёт успешно – вероятен клинический диагноз: артикуляторно-фонематическая дислалия. При акустико-фонематической дислалии, в соответствии со структурой речевого дефекта, легче осуществляется звукопостановка и автоматизация звука; труднее – формирование фонематических процессов. Правильно поставленные педагогический и клинический диагнозы имеют важное значение в определении путей коррекционного воздействия.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи при любой форме дислалии осуществляется по двум основным направлениям: работа над развитием артикуляционной моторики и работа над формированием фонематических процессов. Выбор ведущего направления логопедической работы при устранении конкретной формы дислалии зависит от структуры её речевого дефекта. Так, при акустико-фонематической дислалии акцент в логопедической работе необходимо делать над коррекционным развитием фонематических процессов; при артикуляторно-фонематической дислалии развитие фонематических процессов и артикуляционной моторики равнозначны. Ведущим направлением при коррекции артикуляторно-фонетической дислалии должно быть развитие артикуляционной моторики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: