Тема 1. Предпосылки, условия и этапы нормального развития звукопроизношения.
Задание 1. Рассмотретьэтапы усвоения фонетического строя речи и фонематического восприятия у детей в норме и физиологические несовершенства детской речи. Самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал одного из следующих источников:
· Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – С. 57-83.
· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989. – С. 22-32.
· Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Дельта, 1996. – С. 9-13.
Составить конспект, раскрывающий следующие вопросы:
1. Какие специалисты занимались изучением проблемы становления звукопроизношения и фонематического восприятия в условиях онтогенеза и дизонтогенеза?
2. К какому возрасту в норме у детей должны быть сформированы основы фонематического восприятия и правильного звукопроизношения (с точки зрения разных специалистов)?
|
|
3. Какова последовательность усвоения звуков речи на уровне слухо-произносительной дифференциации?
4. Что такое «звуки-заместители» и какова их роль в процессе формирования звукопроизношения?
5. Какой этап развития звукопроизношения называется этапом «физиологического косноязычия»?
Задание 2. Рассмотреть основы формирования правильного произношения у детей в ходе профилактической логопедической работы в детском саду. Самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал следующего источника:
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.– М.: Просвещение, 1989./статья «Основной принцип формирования правильного произношения» – С. 16.
Составить конспект, раскрывающий следующие вопросы:
1. Что является сосновой профилактического направления логопедической работы в детском саду?
2. Кратко раскрыть основные направления профилактической логопедической работы с дошкольниками.
Задание к контурной карте 1. Укажите артикуляционные органы.
Тема 2. Система фонем русского языка.
Задание 1. Рассмотреть дифференциальные (артикуляционные и акустические) признаки фонем. Самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал следующего источника:
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989. – С. 9-14.
Составить конспект, раскрывающий следующие аспекты:
1. Понятие «фонема».
2. Анатомические основы формирования звукопроизношения.
3. Общие сведения о смыслоразличительных признаках фонем.
4. Артикуляционные признаки звуков речи. Охарактеризуйте фонетические группы, выделенных на основе артикуляционных признаков.
|
|
5. Акустические признаки звуков речи. Охарактеризуйте фонетические группы, выделенных на основе акустических признаков.
Задание 2. Заполнить предлагаемые схемы:
Схема 1.
Схема 2.
Схема 3.
Задание 3. Самостоятельно составить 10 заданий на определение звука по акустическим и артикуляционным характеристикам (оформить письменно).
Образец: определите звук речи по следующей характеристике: согласный, щелевой, переднеязычный, звонкий, мягкий (по акустической характеристике – свистящий).
Тема 3. Нарушения фонетической стороны речи и их систематизация.
Задание 1. Подготовить миниреферат (5-7 стр.) на тему «Основные виды нарушений звукопроизношения и их систематизация в современной логопедии», самостоятельно изучив и проанализировав дополнительный материал следующих источников:
· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. – С. 70-72.
· Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос, 2003. – Кн.I: Нарушения голоса и звукопроизносительнй стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Дислалия.
· Парамонова Л.Г. Говори и пиши правильно. – СПб.: Дельта, 1996. – С. 13-51.
· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.–С. 17-20.
План миниреферата:
1. Актуальность рассматриваемой темы (введение).
2. Понятия нормы и нарушения звукопроизношения.
3. Виды нарушений звукопроизношения в исследованиях различных авторов.
4. Определения и характеристика основных видов нарушений звукопроизношения, выделяемых на современном этапе в логопедии.
5. Систематизация нарушений звукопроизношения в работах различных специалистов.
6. Важность четкой дифференциации нарушений звукопроизношения диагностической и коррекционной работе логопеда (заключение).
Задание 2. Заполнить схему «Основные признаки нарушения произношения».
Задание 3. Заполнить таблицу «Систематизация нарушений звукопроизношения».
Формы звуковых нарушений Различные классификации | Замены, смешения | Искажения |
По классификации Ф.Ф. Рау | ||
По классификации Р.Е. Левиной | ||
По классификации О.А.Токаревой |
Задание 4. Заполнить схему «Нарушения звукопроизношения в системе классификаций речевых нарушений».
Тема 4. Учение о дислалии.
Задание 1. Подготовить миниреферат на тему «Учение о дислалии. Исторический аспект и современные подходы к рассмотрению дислалии», самостоятельно изучив и проанализировав дополнительный материал следующих источников:
· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I: 384с. – С. 66-68.
· Мелехова Л.В. Дифференциация дислалий.// В кн. «Очерки по патологии речи и голоса»./ Под ред. С.С. Ляпидевского.– Вып.3. – М.: Просвещение, 1967.–С. 77
· Правдина О.В. Логопедия. – М., Просвещение, 1969. – С.82-85.
· Хрестоматия по логопедии. Т.1/под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. – М., 1997.
· Логопедия. Методическое наследие. / под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М.: Владос, 20003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч.1. Дислалия.
План миниреферата:
1. Актуальность рассматриваемой темы (введение).
2. Исторический аспект развития учения о дислалии.
3. Понятие дислалии на современном этапе в логопедии.
|
|
4. Механизм дислалии.
5. Основные формы дислалии.
6. Основные виды дислалии.
7. Место дислалии в системе речевых нарушений (заключение).
Задание 2. Составить таблицу «Причины возникновения дислалии»
Речевое нарушение | Нарушенный компонент речи | Причины возникновения | |
социальные | биологические | ||
Задание 3. Составить таблицу «Формы дислалии»
Формы дислалии | Определение нарушения |
Задание 4. Составить таблицу «Виды дислалии»
Виды дислалии | Определение нарушения |
Тема 5. Логопедическое обследование детей с недостатками фонетической стороны речи.
Задание 1. Подготовить альбом для обследования состояния звукопроизношения и фонематического восприятия, включающий речевой и наглядный материал. Рекомендуется использовать при подготовке речевой материал, предложенный в следующем пособии:
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и приемы коррекции звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.
(Альбом сдается на проверку преподавателю; желательно сделать его в виде презентации в электронном виде).
Задание 2. Провести исследование состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, состояния органов артикуляции и артикуляционной моторики ребенка старшего дошкольного возраста, используя образец речевой карты, предлагаемую схему логопедического обследования и подготовленный диагностический альбом. (Желательно сделать видеозапись обследования и представить ее в виде презентации; преподавателю сдается оформленная речевая карта со сформулированным логопедическим заключением о состоянии фонетической стороны речи).
Задание 3. Провести анкетирование родителей обследованных детей с целью сбора анамнестических данных и, проанализировав полученную информацию на основе речевого клинического диагноза невропатолога и анкеты родителей, установить этиологию данного произносительного расстройства.
|
|
Рекомендуется использовать при подготовке анкету, предложенную в следующем пособии:
Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и приемы коррекции звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.
(Преподавателю сдается оформленная анкета с итоговым заключением о предположительных причинах речевого расстройства).
Тема 6. Система логопедической работы по преодолению у детей нарушений фонетического строя речи.
Задание 1. Рассмотреть основные этапы логопедического воздействия при дислалии. Определить основные требования к работе над звукопроизношением. Для этого самостоятельно изучить и проанализировать дополнительный материал следующих источников:
· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I
· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989.
Подготовить конспект, в котором должны быть отражены следующие аспекты:
1. Различные подходы к основным этапам логопедического воздействия в работах разных специалистов.
2. Этапы работы по исправлению нарушенных звуков речи и их характеристика.
3. Основные требования к последовательной работе над звуками речи.
4. Основные требования к параллельной работе над звуками речи.
Задание 2. Заполнить схему «Анализаторная база формирования правильного звукопроизношения».
Тема 7. Нормативная артикуляция и недостатки произношения звуков речи (в русском языке).
Задание 1. На основе анализа литературы подготовить I-ю часть альбома «Корекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения» по следующей тематике: нормативное и нарушенное произношение звуков речи. Использовать следующие источники:
· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I
· Рау Ф.Ф. Нарушения звукопроизношения. / В кн. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.
· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989
· Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.
Образец оформления:
Звук [ ] | |
Профиль артикуляции звука (нормативной или нарушенной) | Описание нормативной артикуляции звука (или сути нарушения звука) |
Тема 8. Приемы исправления нарушенных звуков речи.
Задание 1. На основе анализа литературы подготовить II-ю часть альбома «Корекционно-логопедическая работа по формированию правильного звукопроизношения» по следующей тематике:
Ø приемы постановки и автоматизации звуков речи;
Ø речевой материал для автоматизации звуков. Использовать следующие источники:
· Логопедия: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др./Под ред. Л.С. Волковой. – 2-е изд. – В 2-х кн.– М.: Просвещение: Владос, 1995. – Книга I
· Рау Ф.Ф. Нарушения звукопроизношения. / В кн. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., Просвещение, 1968.
· Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., «Просвещение», 1989.
· Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., Просвещение, 1989
· Григоренко Н.Ю., Цыбульский С.А. Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции. – М.: Книголюб, 2005.
Образец оформления:
Звук [ ] | |
Этап коррекционной работы | |
Приемы работы | Упражнения или речевой материал |